История автомобиля - это сплошной мартиролог ушедших в небытие марок. И каких марок! Auburn, Cord, Wanderer, Horch, Dusenberg, Hudson, Hupp, Studebaker, De Dion Bouton, Voisin, Lorraine-Dietrich, Hispano Suiza, Packard, Essex, Peerless, Pierce-Arrow, Stanley, Edsel, Spyker, Hansa-Lloyd, Borgward, Bucciali, Stoewer, Panhard-Levassor, Isotta-Fraschini, Ansaldo, Armstrong-Siddeley, Frazer-Nash, Whitlock... Этот скорбный список можно продолжать бесконечно. И быть бы в нем Bugatti, если бы в январе 1993 года наблюдательный совет Volkswagen не порекомендовал назначить доктора Ферди-нанда Пиха, внука великого Порше, председа-телем совета директоров концерна. А у Пиха была честолюбивая мечта - сделать так, чтобы Volkswagen AG производил не только массовые автомобили, но и настоящий эксклюзив. И вот в 1998 году великий бренд Bugatti (к тому вре-мени фирма фактически представляла собой мастерскую на последнем издыхании) стал частью немецкого автогиганта.
История Bugatti как семейной фирмы завершилась еще в 1963-м. Но на рубеже 90-х годов итальянец Романо Артиоли выкупил право на использование марки и зарегистрировал компанию Bugatti Automobili SpA. Так вот, до того, как войти в финансовый штопор, фирма успела заказать у великого Джорджетто Джуджаро дизайн-проект лимузина, получившего название EB112. И в 1993-м автомобиль, создателей которого явно вдохновлял силуэт модели Bugatti Type 57SC Atlantic 1936 года, произвел на автосалоне в Женеве эффект разорвавшейся бомбы. Когда же "падающее знамя славы" Bugatti было подхвачено VW, наработки маэстро Джуджаро оказались весьма кстати. В том же 1998-м публике был представлен двухдверный концепт-кар Bugatti EB118 (автомобиль оснащен W-образным 18-цилиндровым (!) двигателем мощностью 555 л.с). За ним последовал четырехдверный EB218, премьера которого состоялась в Женеве осенью 1999 года. Все шло к тому, что автомобиль пойдет в серию. Но что-то не сложилось. Скорее всего немцы поняли, что "гоночный итальянский лимузин" неминуемо начнет конкурировать с продукцией... английской фирмы Bentley, перешедшей под контроль Volkswagen все в том же 1998-м. Но, как говорится, "рукописи не горят"....
В ОЖИДАНИИ ИМЕНИ
И вот летом 2009 года автомобильную общественность стали будоражить слухи о том, что в ознаменование столетнего юбилея Bugatti фирма покажет совершенно новую модель. Причем большинство сходилось на том, что это будет не спорткар, а большой представительский автомобиль по имени Royale. Что ж, подобное предположение выглядело вполне логично - новый флагман наследует имя легендарной модели Typ 41, самой роскошной и величественной из всех Bugatti. Кстати, все шесть выпущенных экземпляров Typ 41 по сей день пребывают в добром здравии и бьют рекорды при продаже на аукционах (в 1990 году шведский миллиардер Ханс Тулин продал японскому концерну Meitec прекрасно сохранившийся Bugatti Royale за... 15 700 000 долларов!). Впрочем, назывались и другие варианты имени: Lydia (в честь супруги основателя марки Этторе Бугатти), Bordeaux. Единственное, в чем сходились все "предсказатели", - новая модель будет представлена на Франкфуртском автосалоне.
А теперь давайте перейдем от прогнозов к действительности. Как и предполагалось, Bugatti подготовил большой автомобиль представительского класса. Но вопреки "провидцам" назвали его не Royale, не Lydia, не Bordeaux, а Galibier (перевал в Альпах). В этой связи можно вспомнить, что у Bugatti уже был автомобиль с таким именем - Bugatti Type 57C Galibier Saloon 1939 года (выпущено 27 экземпляров). Ошибка вышла и с Франкфуртом как местом премьерного показа новинки, все еще пребывающей в статусе концепта. Первый показ Galibier состоялся не в огромном павильоне всемирно известного германского автосалона, а в маленьком французском поместье Сен-Жан в Эльзасе. Выбор "места действия" был далеко не случаен. Расположенное неподалеку от Страсбурга в городке Молсхейм имение еще в 1908 году приобрел Этторе Бугатти, и с тех пор именно там размещается штаб-квартира компании. Знакомство с Galibier происходило в несколько этапов. Первыми автомобиль увидели собравшиеся на празднование юбилея марки владельцы винтажных Bugatti. Затем настала очередь дилеров, и, наконец, 14 сентября 2009 года состоялся закрытый показ для журналистов.
ТРАДИЦИИ ШАТОСЕН-ЖАН
"Фамильное" поместье Bugatti встретило нас шеренгой Veyron (тысячесильные спорткары выстроились, словно самолеты-истребители)и историческими моделями, расставленными в живописном беспорядке на лужайке перед старинным особняком. Оно и понятно - здесь, в штаб-квартире, все вертится вокруг славного прошлого марки. Естественно, и речь президента Bugatti Automobiles S.A.S. доктора Франца-Йозефа Пефгена также началась с рассказа о традициях. Перво-наперво он поведал о том, что сила марки берет свое начало в железном характере ее основателя, Этторе Бугатти. Талантливый инженер-самоучка не желал знать слова "нельзя" и в результате всегда был в авангарде технического прогресса. И это не пустые слова. Например, именно Бугатти одним из первых в мире использовал "крылатый металл" (алюминий) для изготовления кузовов и оснастил спортивный автомобиль системой полного привода. Разумеется, упомянул доктор Пефген и ставшие важнейшими вехами истории мирового автомобилестроения знаменитые Bugatti. Ну а закончил он свою вдохновенную речь тем, что бессмертный дух Bugatti живет в современных моделях компании, доказательством чего является и Veyron, все еще по праву носящий титул самого мощного и быстрого серийного автомобиля планеты, и новая четырехдверная машина, которую мы увидим буквально через минуту. Как только он это произнес, двери, ведущие в соседний зал, распахнулись, и мы увидели...
РАВНЕНИЕ НА ATLANTIC
Первая моя мысль была примерно такой: "Какое неожиданное сочетание! Классические кузовные линии, уходящие корнями в 30-е годы прошлого века, и окраска под углепластик". Улучаю момент и украдкой стучу пальцем по кузовной панели: да, это настоящий углепластик! При всем том очевидно, что, как и в случае с EB112 и EB218, отправной точкой для дизайнеров Galibier стала модель Atlantic, но на этот раз художники пошли еще дальше и придумали множество ярких деталей, подчеркивающих идейное сходство с историческим прообразом. Например, поскольку у Atlantic ветровое стекло состояло из двух частей, дизайнеры разместили за ним в Galibier тонкую штангу, из-за которой цельное, как и у всех современных легковых автомобилей, стекло кажется состоящим из двух половинок. При этом штанга вполне функциональна: она позволяет регулировать по высоте закреп-ленное на ней зеркало заднего вида. Если же посмотреть на Galibier сзади, то наиболее бросающейся в глаза деталью окажется батарея из восьми (!) хромированных выхлопных труб - ведь под капотом машины стоит слегка дефорсированный W16 от Veyron.
ВОЗЬМИ С СОБОЙ "КУСОЧЕК" BUGATTI
Салон Galibier - не что иное, как царство стиля арт-деко (а точнее, одного из его направлений - стримлайн модерна), для которого всегда было характерно сочетание простых и чистых линий с изысканно-дорогими материалами. В салоне Galibier это ощущается в полной мере. Верхняя часть передней панели отделана карельской березой, нижняя - высококачественной кожей. И, естественно, никакой отделки под что-либо: дерево - это дерево, а металл - это металл. Кресла, даже задние, по-спортивному жесткие, с развитой боковой поддержкой. Я посидел - удобно, и места над головой вполне достаточно.
Характерная деталь: дизайнеры Bugatti придумали, как не расставаться с любимым автомобилем, даже оставляя его в гараже. На передней панели размещены механические часы швейцарской фирмы Parmigiani Fleurier. На первый взгляд вроде бы ничего неожиданного. Но секрет в том, что владелец Galibier сможет нажать кнопку, извлечь их из контейнера и... поместить в другой контейнер, с ремешком для ношения на руке! Причем это не единственный "кусочек" Bugatti, который можно взять с собой. Например, расположенный на центральной консоли телевизор с жидкокристаллическим экраном тоже можно передать задним пассажирам, а то и просто вынести из машины.
ТУМАНЫ "АЛЬПИЙСКОГО ПЕРЕВАЛА"
Первый показ Bugatti Galibier окутывала настолько плотная завеса секретности (во время показа было запрещено фотографировать), что в ее тени оказались скрыты и конструктивные особенности автомобиля. Спрашиваю главного инженера Bugatti Вольфганга Шрейбера, что является упругими элементами подвески Galibier. В ответ слышу: "Пока ничего определенного не могу сказать. Возможно, это будет подвеска традиционного типа, на пружинах, может быть, на пневмо-элементах или оба варианта на выбор клиента". Не удовлетворившись такой расплывчатой формулировкой, задаю еще один вопрос: "В данном случае, как на многих спорткарах, вы использовали многорычажную конструкцию со сдвоенными А-образными рычагами?" В ответ - улыбка. Ну хорошо, внешние панели кузова сделаны из углепластика, двери и передние крылья - из алюминия, а силовая структура? Господин Шрейбер: "Вероятно, алюминий или углепластиковый монокок, но это секрет". Вот и вся информация. Чуть меньше "тумана" разве что под двустворчатым капотом Galibier. Как уже говорилось выше, там установлен бензиновый W16 объемом 7993 см3 мощностью 800 л.с. А между тем на Bugatti Veyron аналогичный мотор выдает 1001 л.с. Причина не только в иных настройках - вместо четырех турбокомпрессоров, стоящих на Veyron, мотор Galibier оснащен двумя механическими нагнетателями, обеспечивающими более ровные характеристики. Коробка передач - восьмиступенчатый "автомат", привод - полный. Вот и все доступные технические данные.
ПО ИТОГАМ ВСЕМИРНЫХ ГАСТРОЛЕЙ
На сегодняшний день судьба Galibier еще не решена. С од-ной стороны, очевидно, что такой автомобиль может продаваться в больших количествах, чем экстремальный Vey-ron (за один день празднования юбилея марки 55 человек из числа владельцев "винтажных" Bugatti изъявили готовность приобрести Galibier). А с другой, после закрытого показа в Молсхейме новинка отправилась... в демонстрационное турне по потенциальным рынкам, главными из которых считаются США и страны Ближнего Востока.