Как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по Петербургу, пожар на территории Бадаевских складов на Киевской улице начался в районе трех часов дня четверга. В 15.15 ему был присвоен номер сложности 1-бис, в 15.45 – уже 2-й номер, а в 15.50 – третий.
Первоначально сообщалось, что горит кровля в разноуровневом 1-2-этажном здании, имеющем размеры 120 на 40 метров.
Однако потом стало ясно, что охваченная огнем площадь стремительно увеличивается. Ситуацию осложняло то, что на складах находились изделия из пластмассы. Кроме того, воды в прибывших на вызов пожарных машинах не хватало.
Очевидцы утверждают, что дым от пожара на Бадаевских складах поднимался над городом и был виден даже с Дворцового моста.
На то, чтобы справиться с огнем, у пожарных ушло более четырех часов. «В 19.30 мск пожар локализован. Его общая площадь составила около 4,5 тысячи квадратных метров», − приводит РИА «Новости» слова сотрудника МЧС.
О причинах возгорания говорить пока рано. В качестве одной из предварительных версий «Фонтанка.ру» приводит поджог. По некоторым данным, местные рабочие подожгли деревянные поддоны рядом со входом в склады, после чего огонь перекинулся на крышу одного из зданий.
Телеканал «100ТВ» отмечает, что пожар на Бадаевских складах – далеко не первый. Возгорания в комплексе происходят с незавидной регулярностью − в среднем раз в год. В 2006-м, например, склады горели дважды. Такая неустойчивость к огню объясняется тем, что на этой территории очень много разных арендаторов, передает телеканал.
Администрация Санкт-Петербурга давно вынашивает планы по реконструкции этой территории − строительству на месте складов современных торгово-развлекательных и деловых зданий. Еще в 2005 году архитекторы приступили к проектам развития бывших Бадаевских складов. Но пока до конкретных действий не дошло.
Отметим, что самый «главный» пожар на Бадаевских продовольственных складах произошел в 1941 году. Для петербуржцев, переживших войну и блокаду, он имел символическое значение. Именно с ним горожане связывали начало голода в осажденном городе. Однако, как утверждают историки, это было ошибочное мнение.
Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД президент Международной Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград Юрий Колосов, на самом деле перед тем пожаром на складах находилось не более 3 тысяч тонн муки и примерно 2,5 тысячи тонн сахара. Этого хватило бы всего на несколько дней 2,5-миллионному Ленинграду военных лет.
«Но люди ассоциируют именно этот факт с последующим голодом, да, − признал Юрий Иванович. − В представлении обыкновенного горожанина, обывателя, которое зависит от целого ряда внешних обстоятельств, так и было».
Юрий Колосов провел параллели между тогдашним и сегодняшним состоянием складов, заметив, что и спустя почти 70 лет проблемы при тушении пожаров на них остались прежними. «Здания там и сегодня деревянные, кстати сказать. А расстояние между ними порядка 10 метров. Технике там особо не развернуться. Не было и нет там единого хозяина − каждый склад имел своего».
После пожара на Бадаевских складах 1941 года состоялся судебный процесс, на котором нашлись виновные в возгорании. В лагеря отправился начальник склада и начальник местной противовоздушной обороны.
Бадаевские склады были построены в Петрограде в 1914 году, но впоследствии были названы так в честь советского деятеля Алексея Бадаева. В 1941 году пережили самый «главный» пожар, многие блокадники до сих пор связывают с ним начало голода в осажденном городе. В 50−70-е годы перестраивались, в 2000-е был объявлен очередной этап реконструкции. Однако до сих пор территория остается застроенной зданиями советского времени.