Леонид Грач, бывший спикер парламента Крыма, а сейчас - член комитета Верховной рады по борьбе с организованной преступностью, бьет тревогу. По его данным, в Крым съезжаются боевики из Чечни. Полуостров становится для них форпостом - здесь скупают жилье, проводят учения, проповедуют ваххабизм и призывают к джихаду.
С Леонидом ГРАЧОМ беседует Янина СОКОЛОВСКАЯ.
- Ваххабизм проник в Крым еще три года назад. Сначала это была ползучая интервенция, теперь - ярко выраженное течение, прочно закрепившееся на полуострове. Здесь долго считали, что ваххабизм - это чеченская, российская проблема. Теперь поняли: он уже у нас дома.
- Появление ваххабитов в Крыму связывают с притоком на полуостров боевиков из Чечни.
- Боевики спокойно попадают в Крым - иногда официально, иногда в обход пограничных постов. От Симферополя до Чечни - около 700 километров. Это ближе, чем от Киева до Москвы. Украинская граница полупрозрачная, преодолеть ее нетрудно. Боевики могут въезжать на Украину, назвавшись татарами. Единственное неудобство для чеченцев в Крыму: им приходится бриться - крымские татары в большинстве не носят бороды.
Чеченские боевики залечивают огнестрельные раны, полученные в борьбе с российскими войсками, в Сакских и Евпаторийских санаториях с их грязевыми ваннами. Для местных жителей это не секрет. Чеченское присутствие практически легализовано. Оно проходит под маркой помощи единоверцам. Те, кто еще вчера воевал против российских войск, сегодня спокойно ходят по Крыму, загорают, лечатся. Здесь не Панкисское ущелье, здесь им хорошо и спокойно.
Через подставных лиц люди из Чечни скупают жилье в Феодосии, их много и в Бахчисарае, где находится "штаб-квартира" преступной группировки, контролирующей Сакскую, Бахчисарайскую и Ялтинско-Алуштинскую зоны. На знаменитой горе Ай-Петри появился лагерь боевиков. После моего заявления об этом лагерь ликвидировала Служба безопасности Украины, так и не пояснив, что "иностранцы" делали на заповедной крымской территории. По моей информации, там было 30-40 чеченских боевиков, назвавшихся представителями некоего незарегистрированного духовного центра "Айфаар". Ваххабиты собираются и в Форосе, недалеко от бывшей дачи Михаила Горбачева. И в Симферополе. Недвижимость оформляют на подставных лиц.
- Ранее спецслужбы полуострова составили справку "Усиление влияния исламского фундаментализма в Крыму". В ней сообщалось: в автономии действуют 11 мусульманских организаций. Меджлис крымско-татарского народа утверждал, что 195. Какими данными оперируете вы?
- У меня есть свои источники информации среди мусульман. Спецслужбы в Крыму не слишком активно препятствуют волне ваххабизма, они "демонстрируют лояльность", хотя идет открытое наступление на славянские позиции, на украинские и российские интересы. Местные исламисты заявляют: полуостров - территория мусульман. Они убеждены, что в Крыму нужно создать суверенное государство. Уже организована параллельная система самоуправления, формируется налоговая система: с каждого из 262 тысяч мусульман полуострова собираются брать по одной гривне на содержание "этнических органов власти". Это - экспансия, которой официальные власти не в силах противодействовать.
- Премьер Крыма Сергей Куницын заявлял, что на полуостров идет поток нелегальной литературы, зовущей к джихаду. В доходчивой книжонке "Намаз", например, говорится: "Если конституция государства - не Коран, вы не должны уважать приказы руководителей такого государства, они на вас не рассчитаны". В Симферополь привозили партиями листовки из Грозного, где утверждалось: "Крым нужно "женить" на Чечне". Этот поток удалось сократить?
- Нет, теперь эта литература открыто продается. Ее можно легко получить. Проблема полуострова не только в близости к Чечне. Он попал на линию геополитического разлома - "огненную дугу", идущую через Таджикистан, Северный Кавказ и Крым на Балканы. Везде на этой линии возникают "горячие точки". Крым тоже начинает "тлеть".
- Вы - единственный политик автономии, резко выступивший против появления здесь чеченских боевиков. Не боитесь покушений?
- Когда противостояние с исламистами обострилось до предела, мой кабинет был взорван. Это был самый громкий политический теракт в Крыму за последние пять лет. Он мог поссорить славян и мусульман, нам еле удалось предотвратить резню.
- Исламисты не раз пикетировали российское консульство в Крыму, требуя прекратить войну в Чечне. Они держали лозунги "Чечня, мы с тобой". Подобные акции продолжаются?
- Они проходят с завидной регулярностью. У стен консульства стоят люди с прочеченскими лозунгами. Исламисты колоннами шагают по полуострову. На центральной площади Симферополя они разбивают палаточные городки и танцуют чеченские ритуальные танцы - так же, как было на улицах Грозного. А в мечетях звучат призывы к джихаду. Я ездил в Москву, говорил об этом с российскими муфтиями. Они встревожены процессами, происходящими в Крыму.
- Глава Духовного управления мусульман Украины шейх Ахмед Тамим потребовал, чтобы служба безопасности разобралась с деятельностью в Крыму "мусульманских экстремистских группировок", чью работу курируют арабские эмиссары.
- И тем не менее эти эмиссары по-прежнему приезжают в Крым. Если раньше проповедники-радикалы базировались в общежитиях, то теперь их статус повысился. Есть особняки, есть квартиры, есть школы, где они преподают и распространяют ваххабизм. Процесс пошел стремительно.
В Крыму идет наступление на позиции русских. В Саках у них пытаются отнять землю. Крымско-татарский вопрос, положение мусульман на полуострове - сложные темы. Сейчас их используют для того, чтобы поссорить Украину и Россию. Ваххабиты, по моим данным, сейчас активизируются в Севастополе и вокруг него. А ведь здесь базируется Черноморский флот. Из автономии вытесняют российский капитал - сегодня он реально присутствует только в туризме. Нарастание волны ваххабизма отдаляет Крым от России.