Хамовнический суд Москвы в понедельник приступил к оглашению приговора бывшим руководителям "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму уголовному делу "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализация". Суд признал их виновными в хищении нефти "ЮКОСА". Как передал корреспондент "Интерфакса", об этом говорится в приговоре суда. Вместе с тем, суд прекратил уголовное преследование обвиняемых по эпизоду, связанному с хищением акций "Томскнефть-ВМК".
"В связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности", — говорится в соответствующем постановлении суда.
Экс-главу компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и бывшего главу МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева утром в понедельник привезли к суду. Как передал корреспондент "Интерфакса", пришедшие поддержать обвиняемых люди скандировали в течение нескольких минут "Свобода!". Они держали в руках портреты Ходорковского, а также плакаты с критикой в адрес правительства и с призывами к судье Виктору Данилкину, который рассматривает дело, проявить мужество и судейскую справедливость. Среди активистов большое число пожилых женщин. К суду приехал также сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман и актриса Наталья Фатеева. Всего у дверей здания суда стоит порядка 150 человек — представителей СМИ и тех, кто желает попасть на оглашение приговора.
На этом стихийном митинге милиция задержала семь человек. Как передает корреспондент "Интерфакса", милиция призвала присутствующих свернуть плакаты, те не подчинились, в результате шесть человек были задержаны. Пока задержанных вели в милицейский автобус, люди, пришедшие к Хамовническому суду, скандировали: "Позор!".
Председательствующий на процессе Виктор Данилкин писал свое решение полтора месяца — со 2 ноября, когда он удалился в совещательную комнату. 15 декабря суд уже собирался приступить к оглашению своего решения, но отложил это на две недели.
Прокуроры попросили приговорить подсудимых к 14 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в колонии общего режима. Адвокаты фигурантов неоднократно заявляли, что обвинительный приговор будет обжалован, вплоть до европейского суда. "Уже есть нарушения, в случае вынесения обвинительного приговора будут все основания поставить вопрос о нарушении статьи 6 (справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о правах человека", — сказала в ходе прений сторон адвокат Лебедева Елена Липцер.
О деле Ходорковского в последние недели высказались российские лидеры. Президент Дмитрий Медведев сделал это, отвечая в минувшую пятницу на вопросы руководителей трех ведущих телеканалов. "Как президент я думаю следующее: ни президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу (делу Ходорковского — ИФ) или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора", — отметил Медведев.
Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе общения с россиянами в прямом телерадиоэфире, в частности, заявил в ответе на вопрос о Ходорковском: "Я, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме, а в соответствии с решением суда Ходорковскому вменяется в вину хищение, достаточно солидное. Речь идет об уплате налогов и мошенничестве, и счет идет там на миллиарды рублей". Отвечая позднее на вопросы журналистов, Путин сказал, что имел в виду "прежнее решение суда", и не согласился с тем, что его ответ на вопрос о преступлениях Ходорковского — "это давление на суд".
Напомним, Михаил Ходорковский был арестован в конце 2003 г., бывший глава МФО "МЕНАТЕП" Платно Лебедев — в июле 2003 года. 31 мая 2005 года они были приговорены Мещанским судом Москвы к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов и этапированы в колонию. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому.
О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда завершался первый судебный процесс в Мещанском суде. В 2009 г. оба были возвращены в Москву в связи с предстоящим судом по второму делу и с тех пор содержатся в следственном изоляторе. По новым обвинениям Генпрокуратура РФ инкриминирует бывшим руководителям "ЮКОСа" "хищение чужого имущества организованной группой в крупном и особо крупном размерах и его легализацию".
Свое второе уголовное дело Ходорковский называет политически и коррупционно мотивированным и заявляет, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяной компании объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию.
Любой приговор суда, согласно Уголовно-процессуальному кодексу (УПК), состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. Первая, относительно короткая, будет содержать данные о личности фигурантов и о том, в чем они обвинялись.
Описательно-мотивировочные части оправдательного и обвинительного приговоров имеют значительные различия. В первом случае суд изложит "существо предъявленного обвинения, установленные обстоятельства дела, основания оправдания подсудимого и доказательства, их подтверждающие, мотивы, по которым суд отвергает доказательства, представленные стороной обвинения". Об этом говорится в ст. 305 УПК.
Та же часть обвинительного приговора, согласно ст. 307 УПК, будет содержать "описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления". Суд проанализирует доказательства и расскажет о тех, на которых основаны выводы в отношении фигурантов, и мотивы, по которым отвергнуты иные материалы.
В описательно-мотивировочной части обвинительного решения должны содержаться "указания на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а в случае признания обвинения в какой-либо части необоснованным или установления неправильной квалификации преступления — основания и мотивы изменения обвинения; мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбывания".
Вторая часть решения — самая объемная. После того, как суд огласит ее, он приступит к чтению резолютивной части. В случае оправдания Ходорковского и Лебедева там будет содержаться информация о признании их невиновными, в противном случае: решение о признании их виновными в совершении определенных преступлений, а также вид и размер наказания. Суд, по закону, должен будет точно описать, с какого срока исчислять наказание, если будет принято решение о виновности Ходорковского и Лебедева.
То, что суд признал Ходорковского виновным в хищении нефти «ЮКОСА», ни для кого не стало неожиданностью.
– Вряд ли можно было сомневаться в том, что приговор будет обвинительным, – отмечает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Любой другой приговор был бы катастрофой для обвинения. После того, как премьер Владимир Путин столь резко высказался по делу Ходорковского («вор должен сидеть в тюрьме», ), ушли последние иллюзии по поводу того, что приговор может быть мягким. Главный вопрос теперь – каким будет новый срок. Как утверждают специалисты, отсчитывать новое наказание будут с момента ареста Михаила Ходорковского, то есть, то есть с 2003 года. В этой ситуации любое наказание меньше восьми лет просто «растворяется» в том наказание, которое обвиняемые уже отбыли. В данном случае реальным сроком будет срок больше восьми лет. И тут возможны два варианта. Либо это будет относительно небольшой срок, до президентских выборов 2012 года, либо срок будет значительный, далеко выходящий за 2012 год.
Впрочем, по мнению директора Международного института политической экспертизы
Евгения Минченко оптимистичного варианта – с освобождение Ходорковского до 2012 года – быть просто не может.
– На мой взгляд, в интересах обоих дуумвиров, чтобы Ходорковский если и вышел на свободу, то только после президентских выборов 2012 года, – считает Минченко.
– Разве освобождение до 2012 года не может стать предвыборным подарком?
– Нет, зачем это нужно? Это осложнит и без того непростые отношения внутри тандема, создаст ненужный информационный фон. Получится, что власти выпустили еще одну публичную фигуру, которая привлечет к себе внимание либеральных СМИ. Думаю, держать Ходорковского за решеткой до президентских выборов в интересах всех влиятельных игроков.
Защита бывших руководителей «ЮКОСА» поспешила заявить, что будет обжаловать обвинительный приговор. «Несомненно, будем», — заявил адвокат Вадим Клювгант. Но, как считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, рассчитывать здесь можно только на Европейский суд.
– Оснований, чтобы приговор был оспорен, добавил Владимир Путин в своем необъяснимо эмоциональном выступлении при общении с население России. Когда Дмитрий Медведев, по сути, комментировал это высказывание, он встал на защиту своего партнера по властному тандему, попытавшись уберечь его от дальнейших эмоциональных высказываний на эту тему… Что касается судебных реалий, оспорить приговор на территории РФ будет весьма сложно, каким бы он ни был. Уже сейчас ясно, что он будет обвинительным, и это – не политическая необходимость, как настаивает защита Ходорковского. Скорее, необходимость здесь экономическая. В случае оправдательного приговора в отношении Ходорковского значительно оживились бы податели исков в адрес российского руководства, на предмет компенсации ими финансовых потерь, которые произошли в результате банкротства «ЮКОСа». Это оживление все равно будет присутствовать в экономическом и судебном поле, но оправдательный приговор был бы настоящей катастрофой для российского руководства: компенсационные выплаты были бы чудовищными. Политика тут явно отходит на задний план перед экономикой, и судья Данилкин, по сути, решает судьбу федерального бюджета.
– Если дело дойдет до Европейского суда, Страсбург будет рассматривать его в экстренном порядке?
- Думаю, Европейский суд заинтересован в оперативном рассмотрении такой апелляции. Но председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин уже подстелил соломки на этот случай. Он заявил, что Россия может выйти из ряда международных судебных проектов, чтобы не попадать в ситуации, когда решения международного суда серьезно отражаются на всей финансовой системе России. Имелось в виду, конечно, дело «ЮКОСа»…
Напомним, что срок заключения Михаила Ходорковского по первому уголовному делу заканчивается 25 октября 2011 года, у Платона Лебедева – 3 июня 2011 года. Пойдет ли в зачет нового срока наказания время, проведенное фигурантами дела за решеткой? Вот как прокомментировал ситуацию адвокат г-на Ходорковского Вадим Клювгант.
– Вадим Владимирович, В местах лишения свободы отбывает наказание некий человек. И вот против него возбуждается новое уголовное дело, ему грозит новый срок. Ему придется отсидеть остаток старого срока, и этот новый срок полностью?
– Это зависит от того, когда совершено новое преступление: до или после вынесения приговора по первому делу. Это ключевой момент. В первом случае – до вынесения приговора по первому делу – срок, который уже отбыл заключенный по первому приговору, ПОЛНОСТЬЮ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ как срок, отбытый по второму приговору. То есть, такой человек должен отбыть остаток срока по первому делу, плюс срок по второму, за вычетом времени, уже проведенного за решеткой. Если же это новое преступление совершено после первого приговора, в местах лишения свободы, срок по нему приплюсовывается к первому сроку без всяких взаимозачетов…
Получается, если Михаилу Ходорковскому по второму делу впаяют 14 лет, которые просят прокуроры, Михаилу Борисовичу придется отсидеть остаток первого срока (10 месяцев) плюс 6 лет и 10 месяцев (14 лет за вычетом уже отбытого наказания – семи лет и двух месяцев). Итого – 7 лет и 8 месяцев.