Если рассматривать аспект воспитательной работы и пока отбросить собственно учебную составляющую, система образования абсолютно абсурдна. Каждый учитель должен чуть ли не танцевать и изощряться перед каждым отпрыском, дабы тот соизволил проявить желание учиться. Так считают многие родители. Так закреплено законодательными нормами.
Небольшое анкетирование, проведенное в одной из школ среди старшеклассников, возможно и не столь масштабно, но вполне раскрывает картину существующей реальности. В опросе приняли участие 68 десяти- и одиннадцатиклассников, которым было предложено ответить на три достаточно откровенных вопроса: курите или нет, если да, то в каком возрасте начале, и последнее – в курсе ли родители. По аналогии ученики отвечали то же самое и об употреблении алкоголя, а также о ведении половой жизни.
Результаты неудивительны: уже в 14 лет и курят, и пьют, и жизнь половую ведут около 60% всех опрошенных. А вот к 16-ти годам этот процент возрастает аж до 80! Такими результатами современное общество уже не повергнешь в шок. Поистине удивительным открытием в результате опроса было то, что в 70% случаев родители в курсе всего происходящего.
Среди типичных ответов можно в пример привести следующие:
- Отвечает 10-тиклассница: живу половой жизнью еще с 15 лет. Родители в курсе. Говорят, главное, чтоб не забеременела.
- Ответ 11-тиклассника: курю с 14. С курением родители пытаются бороться. Пью с того же возраста – водка, коньяк, пиво. Родители тоже против. И про секс знают. Говорят, главное, предохраняться.
- Девушка в 11-м классе отвечает так: курю с 14 лет. Родители знают и ругают. Пью с того же возраста, и в принципе только с родителями, но исключительно хороший алкоголь. Жизнь половую веду с 16 – вместе с мамой регулярно посещаем гинеколога.
- Пью с 14, и достаточно много. Родители в курсе – ответ парня-десятиклассника.
- Девушка (10 класс): родители думают, что бросила, но я курю уже с 14 лет. Про выпивку знают – пью только дорогой алкоголь, типа мартини, виски…
Ответы поражают воображение даже самого искушенного взрослого. А главное, что они все практически одинаковы. Лишь 7 человек ответили на все три вопроса достаточно категорично и отрицательно. Остальные в среднем жизнь половую начинают вести в возрасте от 13 до 15. А пить и курить и того раньше – в 11-14 лет!
Результаты ошеломляют и наводят на ужасающие выводы: родители знают о подобном образе жизни своих чад, но абсолютно ничего не делают с этим. Возникает разумный вопрос – а родители ничего не предпринимают по каким причинам? Не хотят или уже не могут? Раз не могут, значит, воспитание уже упущено. Раз не хотят, значит считают ситуацию вполне нормальной.
Вот тут-то и вспоминается про роль учителя и школы. Что может и должен ли что-то учитель ребенку, к которому такое отношение от самых родных и близких людей? Создается впечатление, что к школе в таком случае относятся как к армии – перевоспитают!
С таким отношением со стороны родителей, каково бы ни было воспитательное воздействие со стороны школы, оно совершенно бесполезно. И что тогда говорить об успеваемости, если нужно говорить, прежде всего, о здоровье? Со стороны кажется, что родителей не интересует ни здоровье детей (живут себе, и хорошо), ни тем более их успеваемость по учебным дисциплинам (как-нибудь аттестат получим, а там видно будет).
Конечно, не все родители такие, но ведь именно большинство формирует общество, живущее по подобным низким стандартам уровня образованности и состояния физического здоровья.
В такой системе общества, по сути родители – это заказчики образовательной услуги, а учителя – лишь исполнители. Так вот раз тому, кто заказывает все равно, зачем исполняющему стараться? Есть конечно настоящие педагогические таланты, но они скорее пойдут преподавать в престижные учебные заведения, где в глазах учеников будет, по крайней мере, читаться отдача. Остается серая масса в большинстве средних школ, которые по понятным причинам среди хамства и безразличия не стараются выглядеть белыми воронами.
Вот и получается, что уже и на уровне правительства понимают всю сложность ситуации и сводят образовательный процесс к главному – здоровому образу жизни. Так что не совсем правильно называть такое реформирование новым стандартом, скорее это признание и приспособление к существующим негласным стандартам жизни. Приспособление уже и на уровне правительства.
Сторонников такого подхода среди здравомыслящих педагогов, конечно же, немного ведь образование должно быть разносторонним. Но, с другой стороны, что-то разумное в нем есть – здоровая, пусть и не совсем умная нация, сможет, по крайней мере, поддерживать рождаемость.