Дункан более 30 лет проработал в Персидском заливе, в том числе, на нефтяную компанию Royal Dutch Shell, и как независимый консультант для нефтяников и правительств он прогнозирует: цена за баррель нефти может превысить 200 долларов. Это намного выше рекорда июля 2008 года, когда цена барреля нефти поднялась до 147 долларов.
Если экстремисты используют дестабилизацию обстановки для ударов по нефтяным танкерам, трубопроводам или резервам Саудовской Аравии, нефть может подорожать и до 250 долларов, опасается Алан Дункан.
За последнюю неделю цены на нефть WTI достигли 104 долларов за баррель — максимум за 29 месяцев. Brent превысила отметку в 114 долларов за баррель. Саудовская Аравия заявила, что будет компенсировать потери от сокращения поставок ливийской нефти. Однако сернистая нефть Саудовской Аравии не идентична стандартной малосернистой ливийской нефти для переработки в бензин и дизельное топливо, отмечает отраслевое издание Oil investing News: она требует повышение затрат на переработку. Это может спровоцировать краткосрочную панику и высокую вероятность того, что цены в среднесрочной перспективе закрепятся на докризисном уровне.
В результате массовых протестов в Ираке крупнейший НПЗ страны в Байджи был поврежден 28 февраля: разрушены две из четырех производственных линий, мощность предприятия упала на 150 тысяч баррелей в сутки. Протесты зафиксированы в Йемене, Бахрейне, Иордании и Саудовской Аравии. Последняя выделила около 37 млрд долларов на стабилизацию общества. Если в этих странах продолжатся массовые протесты, нефть действительно продолжит рост.
В США рост цены на нефть на каждый 1 доллар увеличивает цены на бензин на 2,5 цента. Такое 2,5-центовое подорожание бензина приводит к потере 2,5 млрд долларов средств потребителей, что серьезно бьет по экономике, которая до сих пор пытается оправиться от обвала 2008 года. Аналитики, опрошенные Reuters, повысили средний прогноз по потребительской инфляции в США до 2,2 процента.
«Я в течение двух месяцев говорю правительству: 200 долларов возможны, если все пойдет не так, если кто-либо будет неосторожен и разожжет беспорядки. Все, что я прогнозирую, — опасность, — говорит Алан Дункан. — Это может быть очень серьезно. Если нефть подорожает вдвое, у вас будет очень серьезный всплеск цен на бензин. Попробуйте прожить без него неделю».
Беспокойство выказывают и власти развивающихся стран. Если нефть достигнет отметки даже в 120 долларов за баррель и на некоторое время закрепится там, то такой рост цен может сократить ВВП стран Азии на 1,5%, считает глава региональной стратегии Royal Bank of Scotland Эмиль Вольтер. «В этом регионе лишь Малайзия является нетто-экспортером нефти, тогда как остальные будут определенно затронуты ценами на нефть», — считает экономист.
Министр финансов Индии Пранаб Мукерджи заявил 5 марта, что растущие из-за потрясений на Ближнем Востоке нефтяные котировки могут иметь «серьезные последствия» для индийской политики.
Китай, являющийся нетто-импортером нефти, намерен начать работу по созданию стратегических запасов танкеров с нефтью в северо-восточном порту Тяньцзинь в мае, по данным субботнего выпуска газеты China Daily. Работу планируется завершить до конца текущей китайской пятилетки (до конца 2015 года), а наполнение этих резервов начнется, когда цены на нефть станут «приемлемыми», заявил глава административного комитета портового города Хэ Шушан. Нефтяной резерв в Тяньцзине станет восьмым в планах по созданию стратегического нефтяного резерва Китая. Предполагается, что в общей сложности КНР сможет зарезервировать около 169 млн баррелей нефти.
Россия как поставщик нефти менее подвержена прямым последствиям роста цен на нефть, чем ее прямые потребители. Однако «нефтяная» ликвидность от экспортной выручки, которая вливается в национальную экономику, несет в себе высокие инфляционные риски, отмечает Reuters. «Координация фискальной и монетарной политики будет иметь решающее значение. По мере того, как обе эти политики будут работать в одном направлении, они будут в состоянии держать в узде инфляцию и предотвратить ее рост до двузначных цифр», — надеется главный экономист по России во Всемирном банке Желько Бонетич.
С начала восстаний в Египте 25 января так называемые «защитные активы» показывают рекордный рост: золото подорожало на 7,57% до 1435 долларов за унцию по состоянию на 2 марта. Серебро подскочило в цене на 28,7% до 34,68 доллара за унцию. Цветные металлы вряд ли последует этому примеру, так как завязаны на экономическом росте, который удорожание нефти ставит под сомнение.
Продовольственную инфляцию может вызвать рост цен на такие активы, как калийные удобрения. «Высокие цены заставят фермеров использовать больше удобрений для повышения урожайности. Мировые калийные поставки в 2011 году могут подняться до 55-60 млн тонн», — говорит Oil investing News Патрисия Мор, вице-президент по экономике и товарным рынкам канадского Scotiabank.