Споры по вопросу о моратории на смертную казнь не прекращаются на протяжении долгих десятилетии, так, где же поставить запетую в фундаментальной фразе «казнить нельзя помиловать»?..
Вторая Мировая война поставила перед обществом сложную задачу – защитить жизнь человека, поскольку дороже этой ценности ничего нет. В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН были приняты нормы Всеобщей декларации прав человека, исключавшие всякую возможность законного издевательства над людьми и лишение их жизни.
Вчитываясь в основополагающие моменты нравственно-моральных ценностей, изложенных на бумаге, сложно с ними не согласиться, но, к сожалению, реальная жизнь порой окрашивается в другие тона, способные поколебать самые очевидные истины.
Сегодня от «смертной казни» отказалось порядка 140 стран мира. В Европе осталось лишь одно государство, где за страшные злодеяния могут лишить жизни, как не парадоксально, но мораторий на смертную казнь не принят в одной из самых мирных и толерантных стран - в Беларуси.
Решение о присутствии в законодательной базе такой меры наказания, как смертная казнь, было принято на республиканском референдуме 1996 года, тогда свыше 80 процентов белорусов ратовали за сохранение исключительной меры наказания.
Европейские правозащитники долгое время стремились склонить руководство страны к принятию моратория, угрожая введением экономических санкций и вводя запреты на посещение Евросоюза некоторыми политиками и общественными деятелями, однако отменять высшую меру никто не собирался.
К «смертной казни» в Беларуси могут быть приговорены террористы, убийцы, жертвами которых стали несколько человек, диверсанты, ярые сторонники геноцида и ряд других преступников, чьи действия нанесли непоправимый вред обществу.
Сегодня модным стало говорить о морали и ценности человеческой жизни, но разве в отношении к тем, кто лишал права на жизнь других людей, можно применять те же критерии, что и к обычному человеку? Разве преступник, лишивший мать сына или ребенка отца достоин того, чтобы к нему относились гуманно? Разве в тот момент, когда он убивал другого человека, он думал о том, что тому тоже хочется жизнь, что у него осталась семья, для которой утрата станет невосполнимой? Разве гуманно заставлять людей, потерявших близких, платить налоги на содержание их убийцы?
Безусловно, гуманизм понятие абсолютное, но гуманным нужно быть не только к убийцам и террористам, но и к обычным людям, которым волею случая пришлось столкнуться с людской жестокостью.
Для того, чтобы в стране существовало такое наказание, как смертная казнь, судебная система должна быть прозрачной и кристально чистой», мы пока далеки от абсолюта, но нужно понимать, что «смертная казнь» - это исключительная мера наказания, которая применяется в особых случаях.
Возможно, именно она сможет помочь навести в обществе порядок.
Так все же «Казнить, нельзя помиловать»?..