В современном обществе есть масса критериев, по которым оценивают его состояние, но только, внезапно обрушившаяся беда, может снять маски, обнажая сильные и слабые стороны…
11 апреля 2011 года стало «черным» днем в истории Беларуси. Ни разу до этого момента в небольшом суверенном государстве, считавшимся оплотом безопасности и спокойствия, не были слышны стоны окровавленных людей, умирающих от рук террористов, ни разу не приходилось сотрудникам МЧС собирать по кусочкам истерзанные тела мертвых людей.
11 апреля. 17 часов 56 минут. Станция «Октябрьская» минского метрополитена. Взрыв. Сильное задымление. Обрушившиеся конструкции. Растерзанные тела погибших. Стоны и крики раненых. Похожая картина уже представала перед глазами людей. Но… дальше все развивалось по другому сценарию.
Как не парадоксально, но паники не было, несмотря на то, что никто не исключал возможности второго взрыва, люди не стали топтать друг друга, стремясь покинуть «подземку», они искали в дыму тех, кому нужна была помощь, и выносили на себе тяжелораненых.
Когда первый шок пройдет, мир обойдут кадры, на которых окровавленные люди, превозмогая боль, выносят на себе тех, кому нужна помощь. К моменту приезда сотрудников МЧС, а они прибыли на место происшествие спустя всего несколько минут после трагедии, большая половина пострадавших уже находилась на поверхности.
Когда о страшной беде было объявлено по радио, к Октябрьской площади начали стекаться потоки машин. Люди поняли, что пострадавшим может понадобиться их помощь и стремились со всех концов Минска, чтобы ее оказать, оказать бескорыстно, по велению сердца.
Позже пострадавшие во время взрыва рассказывали, с каким негодованием отказывались от денег водители такси и частного транспорта, как будто эти небольшие бумажки, предлагаемые в качестве вознаграждения, были чумными и люди боялись перенять страшную болезнь.
Тысячи людей ринулись в больницы сдавать кровь для раненых. Несовершеннолетние, которым по закону запрещено быть донорами, со слезами на глазах просились перекладывать бинты, сидеть с больными, заполнять карточки…
После взрыва в минском метро прошло несколько дней, казалось бы, первый благородный порыв прошел, и общество начало потихоньку отходить от трагедии, но в больницах наблюдалось что-то невероятное, то, от чего даже у видавших виды стойких хирургов наворачивались на глаза слезы. Сотни незнакомых людей покупали фрукты, цветы, торты и шли поддержать пациентов, передавая им детские рисунки и начерченные нетвердыми детскими каракулями пожелания скорейшего выздоровления.
Вереницы белорусов – жителей столицы и регионов, пенсионеров и школьников, студентов и рабочих потянулись к месту трагедии, чтобы зажечь лампадку, возложить цветы и почтить минутой молчания погибших. Заполнились народом церкви и соборы, где не утихала молитва.
Еще никогда белорусы не были так едины, как в момент большого горя, обрушившегося на страну. Так, может быть, о здоровье нации нужно судить не по материальному достатку, может быть, именно нравственный стержень общества поможет ему пережить все трудности?
В современном обществе есть масса критериев, по которым оценивают его состояние, но только, внезапно обрушившаяся беда, может снять маски, обнажая сильные и слабые стороны…