Уже давно не секрет, что современная Россия богата на хороших молодых учителей, но так как в учебных учреждениях преобладает засилье старых кадров, то так и остаются молодые специалисты невостребованными. Эту волнительную тему «Новая российская школа: свобода или тирания?» также обсуждали участники круглого стола в минувшую пятницу.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина сообщила, что в настоящее время российские педагогические ВУЗы выпускают специалистов высокого уровня. Эти данные также подтверждаются результатами крупных международных исследований, которые проводились два года назад под руководством заместителя директора Федерального института педагогических измерений Галины Ковалевой. Все эти исследования проводились в нескольких десятках стран всего мира и в результате получили сведения о профессионализме и компетенции молодых учителей математики. Оказалось, что выпускники почти 100 отечественных педагогических ВУЗов и факультетов уступили первенство всего лишь учителям из Тайваня.
Но, несмотря, на такие высокие результаты и качество полученных знаний, на работу в школу попадают из всего выпуска только пять процентов, и это не потому, что нет, среди них желающих работать по своей профессии. Ведь педагогами стремятся в будущем стать если не 100% студентов, то гораздо больше 5%. Проведя аналогичные исследования среди учителей, которые давно работают в российских школах и, изучив уровень их профессионализма, получили менее радужную картину. Потому, что по своей квалификации и уровню компетенции, они оказались примерно «на уровне Грузии и ниже Ботсваны».
Конечно, не все присутствующие согласились с очень высокой оценкой молодых выпускников педагогических ВУЗов. Правда, при этом не спорили, что в наших школах почти отсутствует ротация кадров. Также возмущает тот факт, что аттестация учителей является во многих школах всего лишь простой формальностью. Эксперты сообщили, что, например, в Западной Европе аттестацию преподавателей проводят независимые специалисты, которые большое количество времени проводят на уроках и оценивают компетенцию учителей с разных сторон. Вообще, многие из присутствующих согласились с утверждением главного редактора журнала «Директор школы», господина Ушакова, что «У нас не недостаток хороших педагогов, а избыток плохих».