Российские автомобилисты, убаюканные грандиозной реформой по переименованию милиции в полицию, наконец-то проснулись. Сначала президент Дмитрий Медведев предложил передать техосмотр страховым компаниям. А через некоторое время премьер Владимир Путин и вовсе заморозил эту процедуру на год. «Итоги» попытались разобраться, во сколько обойдется эта «передышка» для любителей покрутить баранку.
Предвыборная радость
Однозначно назвать счастливчиками тех, у кого талон техосмотра заканчивается в этом году, нельзя. Пока лучше загнать свое авто в гараж и подождать до 4 июня, когда вступит в силу опубликованное в «Российской газете» постановление правительства № 413, подписанное премьером 24 мая 2011 года. С этой даты можно совершенно спокойно тыкать официальной бумажкой гаишникам, даже если техосмотр у вас истек в январе 2011 года.
А вот каким образом автовладельцы будут проходить ТО в 2012 году и сколько им придется за него заплатить — пока тайна за семью печатями. Однако приоткрыть ее все же можно.
Озаботиться техосмотром (ТO) властям пришлось из-за массовых апрельских очередей в пунктах технического осмотра. Дело в том, что в 2008 году, как раз накануне кризиса, в России было продано рекордное количество новых автомобилей. Многие владельцы получили талоны прямо в автосалонах (такая услуга в Москве стоила от 3 до 15 тысяч рублей в зависимости от цены автомобиля), а то и с доставкой на дом. Спустя три года пришлось снова искать связи в дорожной полиции, но не тут-то было. В рамках медведевской реформы МВД новый столичный начальник ГИБДД Александр Ильин решил напрочь побороть коррупцию и установил в ряде техцентров видеокамеры. В результате стоимость взятки взлетела до 8-10 тысяч рублей (при официальной цене техосмотра в тысячу), и все потянулись штурмовать несчастные 73 московские станции, которых при таких неожиданных изменениях в гаишном бизнесе явно стало не хватать. Жалобы потекли рекой...
По сути, Дмитрий Медведев своим указанием «решить вопрос» вытащил из думских ящиков уже успевший изрядно запылиться законопроект «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации», который, кстати, сам и завернул после первого чтения в 2010 году. Документ, надо сказать, исключал всяческую роль правоохранительных органов в техосмотре и передавал эту функцию коммерческим структурам — дилерам, частным автосервисам. Президент, однако, посчитал, что совмещать сам технический осмотр и устранение возникших неполадок в одной и той же организации нецелесообразно, это вызовет монополизацию услуг.
По мнению главы думского Комитета по транспорту Сергея Шишкарева, есть и субъективные причины, тормозящие рассмотрение документа: полицейское лобби, которое всячески пытается оттянуть свою бизнес-агонию. Речь ведь идет о нелегальном рынке объемом как минимум 2,8 миллиарда долларов, или 84 миллиарда рублей. Для сравнения: примерно столько в прошлом году заработали на ОСАГО все российские страховые компании вместе взятые (94 миллиарда рублей).
Заявив на своей пресс-конференции о том, что неплохо было бы отдать техосмотр страховщикам, Дмитрий Медведев фактически отправил полицейским генералам месседж: «У вас появился конкурент». Страховое лобби оказалось сильным. После серии заседаний у вице-премьера Игоря Шувалова было решено внести в законопроект поправки.
Суть их в следующем. Проводить техосмотр, как и предлагалось, будут частники, но аккредитацию они станут получать не напрямую у государства, а через Российский союз автостраховщиков (РСА). После прохождения техосмотра прямо в боксе клиенту выдадут бумажку с «диагнозом», которую нужно будет отнести в страховую компанию для получения полиса ОСАГО. Талон заменяется на строчку в полисе, и только с этого момента техосмотр считается действительным. При этом нести ответственность за качество работ будут автосервисы, а не страховщики, что избавит первых от желания брать взятки. К тому же, если автовладелец поймает механика на вымогательстве, он сможет пожаловаться в РСА, и тот, скорее всего, отзовет у недобросовестной компании «лицензию».
В ответ полицейское лобби предложило компромиссный вариант: ввести мораторий на год для тех, у кого срок техталона истекает в 2011 году. Такая мера, кстати, была прописана в законопроекте, но ждать его принятия кому-то не захотелось. В результате мораторий преподнесли как инициативу МВД. Как раз перед президентскими выборами станет ясно, кто из тандема пойдет в Кремль, а следовательно, и какова будет судьба реформы полиции в целом и техосмотра в частности.
Сейчас законопроект находится на рассмотрении в администрации президента. В РСА «Итогам» отказались комментировать ситуацию, так как «неизвестно, будут ли приняты поправки к моменту второго чтения законопроекта».
Страховая агентура
Что же ожидает кошельки автовладельцев в случае победы одной из «партий»? Не исключено, что приватизация этой госуслуги приведет к повышению стоимости техосмотра. Бизнес, особенно в лице страховой компании, просто по законам рынка обязан будет заработать на автомобилистах. Например, депутат Сергей Шишкарев считает, что стоить ТО будет около 1500 рублей — что-то среднее между нынешней официальной ценой и прежними размерами взятки. Сейчас владельцы станций ГТО в Москве получают с машины по 690 рублей, остальные 300 рублей в виде госпошлины уходят государству.
Учитывая, что в боксы заезжало лишь 30 процентов автомобилистов, станциям ГТО оставалось либо рассчитывать на кусок коррупционного пирога, либо заниматься дополнительным бизнесом — ремонтом. Выйдя из тени, частники, скорее всего, захотят компенсировать свои затраты за счет клиента. А так как единый тариф будет устанавливать государство, то на деле это превратится в дополнительные сборы — комиссии и прочие ноу-хау.
Кстати, по такой схеме автосервисы работают в Германии. Там за техосмотр отвечает транспортный департамент Союза объединений технического надзора (Technischer Uberwachungsverein), он же аккредитует частные автосервисы на проведение техосмотра. Так вот последние берут с клиентов сверх установленной суммы (85 евро) от 5 до 20 евро. В нашем случае процентным эквивалентом являются 60 и 200 рублей соответственно.
Что касается самого полиса ОСАГО, то манипулировать его стоимостью страховые компании самостоятельно не могут. Все коэффициенты и тариф придумывает Минфин. Шкурный интерес страховщиков может проявиться в возможности сэкономить на выплатах, если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля. Именно такую логику стараются продвигать власти. Однако, как выяснили «Итоги», по полису ОСАГО страховщик заплатит за вас независимо от причины ДТП.
Если это было ДТП, то нет разницы, в результате чего оно произошло — неисправности или невнимательности, — говорит генеральный директор компании «Интач Страхование» Мария Мальковская. — Возмещение будет одинаковое, и закон не разделяет ДТП на причины».
В «Росгосстрахе», занимающем около 50 процентов рынка ОСАГО, «Итоги» также заверили, что в компании нет автоматизированной системы учета причин происшествий. Если приложить к этому еще и статистику ГИБДД, то становится совсем непонятно, почему страховщики вдруг должны беспокоиться за исправность автомобилей. Так, за прошлый год подобных ДТП произошло 1127, или 0,6 процента всех несчастных случаев. Например, в Москве их вообще было два. Получается, страховые компании выплатили по ОСАГО около 322 миллионов рублей при общих издержках в 53,7 миллиарда рублей. Но полицейским сводкам полностью доверять нельзя. Какой же водитель признается, что авария произошла из-за того, что отказали тормоза или слетела рулевая тяга? Да и оформляющим ДТП гаишникам проще записать в протокол нарушение пункта 10.1 ПДД и не разбираться в тонкостях произошедшего. К тому же может возникнуть вопрос: почему автомобиль оказался неисправным при наличии техталона, выданного ГИБДД? В страховых кругах «Итогам» сказали, что реальная статистика куда выше. А это уже другие деньги.
Если доля таких ДТП на деле окажется около 5 процентов, то платить страховщикам придется ежегодно уже по 2,6 миллиарда рублей. Проблему можно было бы решить одним махом: в случае аварии по причине неисправности автомобиля заставить возмещать ущерб его владельца. Но это почему-то делать не торопятся, а сами страховщики пока на эту тему молчат. Видимо, не просто так.
Лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член экспертного совета при Комитете Госдумы по транспорту Вячеслав Лысаков считает, что в целом идея привлечь к ТО страховые компании неплоха: «Хорошо, что ответственность за техническое состояние автомобиля будет лежать на конкретных компаниях, а не на ГАИ, с которой никто никогда не судился и даже теоретически не мог получить никаких компенсаций. Сейчас сервисы будут контролироваться страховщиками, которые себе в убыток работать не станут и не выпустят на дороги общего пользования ТС, не соответствующее техническим нормативам. Главное, чтобы не было сговора сервисов со страховыми компаниями».
Но такое может быть! В России любой бизнес, так или иначе связанный с автомобилями, всегда был лакомым кусочком для чиновников. Привлекает в нем огромное количество клиентов — на сегодняшний день в стране зарегистрировано около 40 миллионов автомобилей.
Для примера: чтобы построить в Москве автосалон, по данным источника «Итогов» среди столичных девелоперов, несколько лет назад нужно было отдать около 120 тысяч долларов «на очень высоком уровне». Коррупцию с тех пор вроде не побороли. Аккредитация автосервисов также вряд ли будет проходить безболезненно, где РСА вполне может начать торговать разрешениями на проведение техосмотра, пускай и в угоду тем же чиновникам. Сговариваться сервисы и страховщики могут и с целью раздела прибыли. Все это так или иначе будет неизбежно сказываться на стоимости техосмотра или полиса ОСАГО.
Однако будущее нынешних участников рынка — станций ГТО, которые сплошняком частные фирмы, — туманно уже в краткосрочной перспективе. Понятное дело, что никакой нормальный автомобилист, прочитав постановление, не поедет делать техосмотр до Нового года. Вот и возникает вопрос: а чем, собственно, будет заниматься этот простаивающий бизнес? Ведь надо платить за аренду помещения, оборудования, выдавать зарплату... Те, кто проверяет грузовой транспорт (их закон не «амнистировал»), еще как-то выживут, а остальные? Остается либо тоже переквалифицироваться на маршрутки и автобусы, либо сматывать удочки.
У владельцев московских станций, которым «Итогам» удалось дозвониться, конкретных бизнес-планов пока нет. «Когда сносили палатки, Сергей Собянин хотя бы предложил альтернативные варианты, — говорит один из руководителей ООО «Райсберг». — Здесь же ни слуху ни духу». На Украине пару лет назад, когда автомобильный рынок сильно просел, многие станции ТО переквалифицировались под банкетные залы. Ведь проводить ремонт они не могут, так как один подъемник стоит около 100 тысяч долларов. Для сравнения: чтобы открыть пункт техосмотра, достаточно полутора миллионов рублей. Не считая взяток, конечно.
Эксперты же стали делать выводы: а не похоже ли постановление правительства на преднамеренный передел рынка? Но в пользу кого? Единственные, кому это может быть выгодно, — автодилеры. Они могут с легкостью прибрать к рукам опустевшие боксы и заняться дополнительным бизнесом, привлекая к себе клиентов и навязывая дополнительные услуги по ремонту. Более того, некоторые из них уже сейчас являются монополистами по отдельным маркам автомобилей, будучи их эксклюзивными импортерами. Соответственно, и цены на сервис и запчасти устанавливают тоже автодилеры.
Полиция наносит ответный удар
Упорству же МВД можно только позавидовать. Например, зачем в министерстве решили проверять автомобиль, недавно сошедший с конвейера, сертифицированный по российским стандартам и прошедший предпродажную подготовку у официального дилера? При этом до 2006 года в России существовал упрощенный технический осмотр для автомобилей младше пяти лет. Проверялись лишь работа светотехники, дворников, ручника и наличие джентльменского набора автомобилиста. И лишь более старые машины ехали на пункты инструментального контроля (ПИК). Все было вполне логично, и очередей не возникало. Затем власти решили, что даже новые машины должны вставать на тормозные барабаны и проверяться по полной программе. Доходило до абсурда: пункты инструментального контроля не только оказались совершенно не готовы принять такое количество машин, но и не имели необходимого оборудования для проверки современных авто. Немало было печальных случаев, когда кроссоверы с автоматически подключаемым полным приводом просто слетали со стендов и врезались в бетонную стену. Потом, конечно, появились в небольших количествах и ПИК для полного привода, но общая проблема с нехваткой проверочных линий так и осталась нерешенной. Ясно одно: подобная практика подталкивает владельца джипа пойти и заплатить взятку полицейскому.
В законопроекте с этим пунктом было решено покончить и вовсе отменить техосмотр для автомобилей младше трех лет. Однако пока постановление правительства отменило инструментальный контроль для машин, с момента продажи которых автодилером еще не прошло 12 месяцев. Талон можно получить вместе с номерами, показав только огнетушитель и аптечку. Тем же, кто успел на свою голову зарегистрировать авто, но не получил талон техосмотра, лучше всего съездить на станцию ГТО и заплатить тысячу рублей, что называется, от греха подальше. В этом бюрократическом бреде за километр видна тяжелая рука лоббистов из МВД. Чем больше машин, тем больше денег.
Если в новом законопроекте все-таки останется небольшая лазейка для полиции, то это значит, что будет восстановлен статус-кво. Остаться при бизнесе ГИБДД можно путем лицензирования участников рынка либо контроля за соблюдением техрегламента. Конечно, официально многочисленные «чудные» ГОСТы придумываются не ими, но уж больно им на руку. Скажем, почему тонировка в России запрещена, а в США нет? Неужели гаишники все еще боятся бандитов из 90-х в темных «гелендвагенах»? И почему тогда разрешен «японский руль», который куда более опасен для окружающих? Логики в этих многочисленных стандартах нет никакой, но по каждому из них велик шанс провалить технический экзамен.
Человек в полицейской форме, выдающий техталон, — это вовсе не издержка советского прошлого. Практически во всех странах Евросоюза техосмотр — это госуслуга. В Латвии эту процедуру проходят ежегодно через департамент безопасности дорожного движения, находящийся под контролем минтранса. В Польше и Литве техосмотр контролирует полиция. В Чехии и Великобритании — все тот же минтранс. В России, если не получается справиться с коррупцией, эту услугу, может, и стоит приватизировать. Только делать это надо до конца и быстро, пока полиция не успела нанести ответный удар.
ТО по-американски
В стране развитого автомобилизма, которой, безусловно, являются США с их более чем 230 миллионами зарегистрированных машин, техосмотр — акт мелкий и банальный. В 13 штатах ТО вообще не проводится. Среди них — удаленные и малонаселенные Монтана, Северная и Южная Дакота, Айова, что более или менее логично. Но нет его и в таких больших штатах, как Флорида и Мичиган. Это не очень логично, тем не менее так оно и есть. В Алабаме и Мэриленде ТО требуется только для новых автомобилей перед продажей и при переходе транспортного средства от одного владельца к другому. В Небраске необходимо проходить процедуру техинспекции только тем машинам, которые их владельцы либо купили в других штатах, либо взяли с собой при переезде в Небраску.
В других штатах ТО проводится. Но и тут важно отметить, что при приобретении новой машины вы получаете талон ТО за 10 долларов на два года, а затем техосмотр обходится в среднем в 35 долларов на те же два года. Это более или менее стандартный срок, хотя есть и исключения — Техас, Нью-Йорк, Массачусетс и Вирджиния, где требуется ежегодное прохождение ТО.
Некое усредненное представление о ТО по-американски вполне дает процедура в столице США Вашингтоне, где много раз я сам был участником этого рутинного процесса. Обычно департамент автотранспорта местной мэрии не позже чем за два месяца до истечения срока действия талона присылает вам напоминание об этом с приложением квитанции для оплаты. Потом в удобный для вас день можете ехать на станцию техосмотра. Последний раз я стоял в очереди минут 15, двумя годами раньше — почти час. Как повезет, хотя теперь можно записаться через Интернет и не терять время.
Далее сама процедура занимает около 15 минут, и вы можете шествовать рядом со своим авто (правда, за стеклянной стеной) и наблюдать, как на конвейере проверяют работу самых важных систем — тормозов, рулевого управления, сигналов поворота, фар, звукового сигнала и соответствие нормам выброса СO2. В Вирджинии, Нью-Йорке и Массачусетсе инспекция повъедливее — там еще посмотрят на точность показаний приборов, работу каталитического нейтрализатора и герметичность топливной системы. В любом случае на царапины, облупившуюся краску или отсутствие аптечки внимание обращать не станут. В конце наклеят на стекло машины новый талон. Если что-то не соответствует нормам, то талон дадут на месяц, чтобы устранить недочет.
В большинстве штатов, как и в столице, ТО проводится в техпунктах, действующих под началом местных департаментов автотранспорта. В некоторых же — Нью-Йорке, той же Вирджинии, Северной Каролине и Техасе — местные власти предоставляют право проведения ТО частным автомастерским.
Страховые компании прямо в этом процессе не участвуют, но косвенное их влияние на самом деле велико: при попадании в аварию без прохождения тех-осмотра стоимость вашей будущей страховки вырастет, в какую бы компанию вы ни обратились.