Как известно, нефтяная отрасль является одной из крупнейших в России, поэтому не только усиленно контролируется со стороны правительства, но также привлекает особенное внимание со стороны автовладельцев, так как самым прямым образом влияет на благосостояние этих самых автовладельцев.
Самое пристальное внимание также уделяет нефтяным компаниям и Федеральная антимонопольная службы России, тем более, что бензиновый кризис, который наблюдался в марте этого года по большей части страны, явился неким катализатором новой волны против нефтяников. Особенно это стало заметно после того, как ФАС провела расследование и крупнейшие нефтяные компании признались в завышении цен на топливо, при этом выразив готовность снизить стоимость бензина.
Многие высокие чиновники вместе с главой правительства Владимиром Путиным говорили о нескольких причинах возникновения топливного кризиса. В качестве основной причины назывался картельный сговор. Однако нефтяники тогда стали приводить такие оправдания, как необходимость модернизации нефтяных заводов. Они уверяли, что все их средства уходят на усовершенствование оборудования и технологий, необходимых для выпуска более качественного бензина. В то же время технический регламент для автомобильного топлива пока никто не отменял, а сроки ввода новых стандартов немного передвинули.
Ну а кульминацией критики нефтяных компаний стало тогда заявление руководителя ФАС Игоря Артемьева, которое он сделал на правительственном часе» и которое касалось данного вопроса. При этом обсуждались настолько важные вопросы, что сенаторами было решено отложить время обеда и продлить заседание еще на некоторое время.
Известно, что Артемьев выступал с докладом, в котором говорилось об антимонопольном регулировании цен на продукцию нефтяной отрасли. По словам главы ФАС, несмотря на предыдущие заявления Министерства энергетики, ситуация продолжала оставаться напряженной. И виной такой обстановки являлся монополизм крупнейших компаний, высокие цены на нефтепродукты. Кроме того свои «пять копеек» внесли недостатки регулирования после кризиса.
После того, как в качестве мер нормализации обстановки были введены повышенные пошлины, а также приняты два пакета антимонопольного регулирования, то нефтяники пошли на некоторые уступки и снизили цены на нефтепродукты, правда, для конечных потребителей бензина они пока еще малозаметны. Однако Артемьев считает, что даже наказания в виде многомиллиардных штрафов не способны повлиять на нефтяные компании, потому, что если сравнить их с прибылью и получаемыми дивидендами, то они скорее напоминают укус комара.
Также в своем докладе Артемьев затронул и жалобы нефтяников относительно проблем в модернизации. Глава ФАС заявил, что здесь присутствует масштабная мистификация, так как уже 15 лет нефтяные компании пишут в своих отчетах о модернизации предприятий, а в итоге все это оказалось пустым звуком. Только «Газпром нефть» и «Лукойл» построили небольшие заводы.
В итоге правительство не собирается останавливаться на предпринятых действиях. Игорь Артемьев сообщил, что на сегодняшний день готовятся несколько проектов, главной целью которых является сделать ценообразование на топливо более прозрачным. Уже внесен на рассмотрение новый законопроект об обороте нефтепродуктов, согласно которому будет закреплен обратный отсчет от мировых цен, что приводит в действие механизм обязательных биржевых контрактов в принципами и ограничениями справедливой цены. В планах ввести еще один законопроект по ценообразования, который касается ограничений в рознице. Уже несколько лет говорится о том, что одна компания не должна иметь в одной регионе более трети заправок.
Когда присутствующие поинтересовались у Артемьева о том, что мешает начать биржевую торговлю нефтепродуктами, то глава ФАС ответил, что все это вызывает негативную реакцию со стороны нефтяников, так будет препятствовать уклонению от налогов, ведь реальные цены будут сразу транслироваться в налоговую политику государства.
Таким образом, становится ясным, что в стране необходимо принять комплекс мер, способных жестко регулировать данный вопрос и не допускающих никакого, даже сезонного или иного повышения цен. Даже было высказано мнение о введении в России государственного регулирования цен на бензин.