Навязанные пилюли
У участкового терапевта на кармашке халата название фирмы – производителя лекарств, рецепт он выписывает тоже ручкой с логотипом. В регистратуре и кабинете доктора – россыпь брошюр про кашель и универсальное лекарство от него. Знакомая картина? Кто принес в поликлинику эту навязчивую рекламу и почему врачи назначают препараты данной конкретной фирмы? Начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы РФ Тимофей Нижегородцев уверяет, что у зарубежных компаний есть отдельный бюджет для того, чтобы «уговаривать» врачей назначать эти препараты, и что антимонопольная служба собирается проверить по этому поводу несколько крупных международных фармацевтических компаний.
А если врач сотрудничает с конкретной аптекой? Хорошо, если препарат действительно необходим для лечения. Бывает, эскулапы не брезгуют наживой и во вред здоровью пациента.
– Я раньше работал урологом в государственной больнице и знаю, что такое ангажемент со стороны фармацевтов, – рассказал нам Алексей. – Например, лечить простатит можно по-разному. Так, у молодых людей это заболевание можно вылечить за 2–3 недели терапии. А можно назначить препарат N, и через месяц его приема пациент превратится в хронического больного. Без приема этого препарата у него вновь начнется обострение болезни. То есть фактически мы «подсаживаем» пациента на лекарство, не нарушая закона, – препарат N зарегистрирован и продается в любой аптеке без рецепта. А врач, который его назначает, получает процент с продаж.
Доказать нечистоплотность доктора практически невозможно. Бывают, конечно, исключения. Например, прокуратура Оленегорска Мурманской области заинтересовалась, почему врачи Центральной городской больницы выписывают лекарства, не включенные в перечень отпускаемых без рецепта, на разработанных ими бланках. Проверка показала, что эти бланки адресованы в конкретную аптеку – «Формула здоровья». Покупатели в ней получали скидки, если приходили с нужным бланком. Такая система работает практически в каждом городе.
А врачи частных клиник и вовсе не скрывают своего сотрудничества с фармацевтами. Антон Скворцов лечился в платной клинике по страховке, оплаченной работодателем. Ему прописали очень дорогой новый препарат. Парень не стал его сразу покупать, но через 3 дня ему позвонили от дистрибьютора лекарства, узнать, как ему целебный эффект.
– Строго говоря, в данной ситуации речь идет о нарушении вашего права на неразглашение врачебной тайны, – уверен президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. – Надо писать заявление в прокуратуру для проведения проверки.
Несуществующие болезни
Впрочем, для обращения в прокуратуру у пациентов некоторых частных клиник есть и посущественнее поводы. Например, здесь могут найти у вас «дорогое» заболевание и лечить от него до полного опустошения кошелька.
– Мой муж обратился к платному доктору с жалобой на плохой сон. Врач тут же заявил, что у него спонтанное апноэ (заболевание, при котором человек во сне вдруг перестает дышать), – рассказывает Ольга Абрамова из Питера. – Позже я узнала, что такой диагноз можно поставить только после сложного обследования, а не на глазок. Но муж-то на лечение от него потратил больше тысячи долларов!
Потерять немалую сумму можно и нарвавшись на недобросовестного стоматолога. Вместо необходимой вам пары коронок он запросто поставит штук пять, только плати. Или предложит поменять старые пломбы на новые – «более качественные». При этом врач сознательно нарушает принцип «не навреди».
Настоящее золотое дно для докторов – хламидиоз. Частные клиники, практикующие анонимное лечение венерических заболеваний, готовы находить его у каждого второго пациента. Хламидиоз протекает почти бессимптомно, доказать его наличие можно только с помощью лабораторных исследований. А тут – своя рука владыка. Одни анализы стоят около 300 долларов. Как правило, делают их в этой же клинике. Пациента разводят на дорогостоящее лечение – современные антибиотики, иммуностимуляторы, «уникальные» биодобавки, «очищение крови». А поскольку инфекция передается половым путем, к «лечению» подключают жену, любовницу…
– Хотел провериться на ЗППП и пошел в медцентр на Вернадского (речь идет о сети частных клиник в Москве. – Авт.). Приняла меня уролог-андролог Анжела Валерьевна. Тут же назначила кучу анализов – чек был на 3000 рублей. Говорит, через час результаты будут готовы! – Михаил позвонил в редакцию сам, чтобы рассказать о наглом надувательстве. – Я спросил, почему так быстро. Мне рассказали сказку про электронный микроскоп. Я решил до конца посмотреть, чем меня «наградят». За час нашли Gardnerella vaginalis, Candida и конечно же хламидии. Естественно, лечиться надо начинать немедленно, а то «орган работать перестанет». По словам врача, нужны ежедневные уколы, таблетки, физиопроцедуры, массаж простаты, ванночки, лазерная терапия и витамины… На первом этапе предложили заплатить 30 тысяч. При этом якобы еще и скидку в 8 тысяч сделали. Конечно, я отказался. В нормальной больнице проверился методом ПЦР: ни хламидий, ни гарднереллы у меня не было.
Больницы разные, а доктора одни
Самое неприятное в ситуации с выбором врача – это то, что выбора по большому счету нет. Очень часто и в платных, и в бесплатных клиниках медики работают одни и те же: с утра в одном месте, вечером – в другом. И даже когда доктор принимает в государственной поликлинике, нет никакой гарантии, что он не подзаработает на вас у частника. Например, всегда можно отправить «за угол, в платную клинику сделать УЗИ без очереди». Или, что очень практикуется, – анализ на гормоны. Его делают далеко не в каждой бюджетной поликлинике, а частники сплошь и рядом «специализируются» на них. Желательно при этом не один-два гормона проверить, а сразу оптом. Глядишь, вместо тысячи клиент отстегнет в кассу пять.
Конечно, не все доктора нарушают клятву Гиппократа и порядочных врачей у нас гораздо больше, чем беспринципных. Важно просто помнить, что только бдительность пациента способна уберечь его же деньги. Правда, в некоторых случаях и это не поможет. Врач одной из столичных госбольниц рассказал, как его начальство умудряется получать оплату за одну операцию и с государства, и с пациента:
– Если речь идет о срочной и жизненно важной операции, например на сердце, больного и его родственников запугивают, что бесплатно надо ждать очередь, а «платника» прооперируют тут же. Пациент подписывает отказ от лечения в рамках тарифа обязательного медицинского страхования и в письменной форме настаивает на оказании платных услуг. За 150.000 ему делают операцию и проводят двухнедельный курс реабилитации. При этом договор на платные услуги по-тихому уничтожается, а по документам больной проходит как «бесплатник», и Фонд обязательного страхования вторично платит за него.