Абсолютное большинство немцев верят в возможность самореализации и успешной карьеры: от 70 до 80 процентов жителей ФРГ считают свою страну, наряду с другими европейскими государствами, открытым обществом. Обществом, в котором карьера зависит не от происхождения, а от собственных способностей, усилий и образования.
Однако примеров успешной карьеры с "нуля" на самом деле мало. Ведь это все сказки, что мойщик посуды может стать миллионером. В реальности же менее 1 процента детей из малообразованных семей рабочих могут достичь карьерных высот. В то же время около 67 процентов детей из семей, принадлежащих к высшим классам общества, делают успешную карьеру или занимают высокооплачиваемые должности.
Получается, что собственных усилий недостаточно для того, чтобы быть успешным - гораздо важнее социальное происхождение. Германия на самом деле весьма закрытое общество, как это доказывает в своей работе социолог Рейнхард Поллак из Научного центра социальных исследований в Берлине, которую опубликовал Институт Генриха Бёлля. Особенностью его исследования был сбор фактов и построение анализа о карьерных успехах людей, родившихся в 20-70-х годах прошлого века. В частности, он учитывал их социальное происхождение, имущественный статус их семей и жизненный путь.
Оказалось, что по закрытости общества Германия в Европе занимает первое место - на карьеру человека здесь в первую очередь влияет его социальное происхождение. По данным Поллака, в Швеции влияние этого фактора математически на треть слабее, а в консервативной Великобритании - на 15 процентов меньше, чем в Германии.
Прямая зависимость между социальным статусом родителей и шансами получить хорошую, высокооплачиваемую работу сохраняется и для иммигрантов в Германии. Если родители ребенка имеют высшее образование, то у него есть 40-процентный шанс получить высокооплачиваемую работу. В тоже время в семьях, где родители не имеют даже законченного среднего образования, их дети с 80-процентной вероятностью получают лишь должности, связанные с низкоквалифицированным трудом.
Германские общество, таким образом, по словам Поллака, является "зацементированным". Здесь нет серьезных подвижек или изменений в структуре. Впрочем, сами немцы оценивают свои успехи более оптимистично. Так, от 35 до 40 процентов мужчин в Западной Германии уверены, что они сделали более успешную карьеру, чем их родители. В этом же уверены и почти 35 процентов женщин.
По мнению Поллака, такое представление, которое противоречит собранным им статистическим данным, объясняется изменением условий труда и структуры занятости в Германии и в Европе в целом. К примеру, сейчас большинство профессий подразумевает, как минимум, среднее образование, а многие - и высшее. Естественно, что сын фермера, закончивший университет, будет считать себя более успешным, чем его отец. Кроме того, в экономике появилось большое количество рабочих мест, которые нельзя назвать ни высокооплачиваемыми, с одной стороны, ни непрестижными, с другой. Например, банковские работники, которые сидят в конторах.
Формально, большинство офисных работников имеет образование, однако оно часто им и не нужно. Такая специализация в обществе и увеличение формальных требований к работникам, по мнению Поллака, не имеет ничего общего с реальным карьерным успехом или "социальным лифтом". Кроме того, в Европе уже давно отмечена печальная тенденция снижения средних заработных плат с учетом паритета покупательской способности. В реальности средний класс в Германии и во многих европейских странах сужается, хотя большинство немцев по-прежнему считает, что они входят в него.