Согласно результатам исследований, проведенных Credit Suisse Research Institute (CSRI), российское население имеет пессимистические взгляды на свое будущее. Из всех людей, участвовавших в опросе, только 24% надеются на то, что в ближайшие полгода их доход увеличится. 10% респондентов же уверены, что их финансовое положение ухудшится.
В CSRI уверены, что эмоциональное состояние россиян ухудшилось из-за снижения их доходов, обусловленных кризисом. По их заявлению, Россия - не банковая страна: всего лишь 24% семей России имеют счета в банке. К примеру, в Индонезии их число составляет 37%, а в Китае – 80%.
Подобные исследования были проведены в таких развивающихся странах, как Египет, Саудовская Аравия, Индонезия и четверка БРИК. Во время их проведения было опрошено около 13 000 человек. Эти страны в совокупности имеют 3 млрд. населения, а их ВВП составляет более $10 трлн. По мнению CSRI, именно они и составляют основную часть мирового спроса. Генеральный директор Credit Suisse в Азиатско-Тихоокеанском регионе Осама Абаси заявил, что именно потребители из развивающихся стран в будущем будут влиять на финансовые рынки и мировую экономику.
В целом же ситуация выглядит значительно лучше, чем в России. Из всего количества участников опроса, 38% уверены в увеличении своего дохода в ближайшее время, а всего 9% ожидают ухудшения финансового положения.
По результатам опроса, самые оптимистичные оказались бразильцы (63% ожидают увеличения доходов), после них идет Китай (45%). А самый пессимистически настроенный народ оказался в Египте – всего 12% надеются на рост доходов, и целых 38% - на их снижение.
Результаты опроса также показали, что в 2011 году возрастет кредитование населения. Жители всех развивающихся стран хотят приобрести недвижимость в ипотеку. Больше всего об этом говорили жители Бразилии, Китая и Индонезии. А в Саудовской Аравии и Бразилии есть много желающих купить в кредит автомобиль. В России же станет популярным кредит на неотложные нужды.
С ростом доходов увеличивается и спрос на международные бренды. На них тратится основная часть доходов населения – приобретают авто, духи, брендовую одежду.
Но, в то же время, бренды теряют преимущество в товарах первой необходимости (молоко, бутилированная вода). В Китае и Бразилии предполагается одинаковое распределение доходов на предметы роскоши и товары повседневного употребления. В России же наоборот – прогнозируют повышения спроса на такие дорогие приобретения, как авто, недвижимость, отдых. В Саудовской Аравии, как и в России, преобладает расслоение населения. В связи с этим, здесь тоже возрастет спрос на брендовые товары.
В ходе исследований также было определено, что у жителей развивающихся стран повышается уровень неравенства доходов. Много семей в этих странах имеет доход $1000 в месяц. Вместе с тем, в разных странах можно увидеть большое различие между количеством обеспеченных и малообеспеченных семей.
К примеру, в Индии в два раза больше семей с доходом в $2000, чем в России. И это не смотря на то, что в России ВВП на душу населения на 80% больше.
Результаты исследований CSRI сходятся с официальными данными Росстата. В четвертом квартале 2010 года всего 27% опрошенных ожидают увеличения доходов на ближайшие 12 месяцев. А 25% респондентов уверены, что ситуация только ухудшится.