Вот и сегодня Маэхара вновь назвал Южные Курилы «исконными землями» своей страны и заявил, что они входят в состав России вопреки международному праву. «Для оккупации северных территорий у России нет международно-правовых оснований», – заявил Маэхара на пресс-конференции в Токио перед своим вылетом в Москву. И присовокупил, что «сколько бы ни ездили туда российские официальные лица, как бы ни наращивали там военное присутствие, это не изменит выводы международного права о том, что северные территории – это исконные земли нашей страны».
Правда, Маэхара поспешил подчеркнуть в целом мирный настрой своей страны, заявив, что в отношениях двух стран «возможности сотрудничества безграничны», передает РИА «Новости». «Важно, исходя из общей ситуации, продвигать японо-российские отношения», – сказал Маэхара. Он напомнил, что в российско-японских отношениях были «и подъемы, и спады», и призвал излишне не драматизировать сегодняшние осложнения: мол, «во времена холодной войны сама дискуссия была невозможна». Однако, настаивает Маэхара, чтобы наладить стабильные отношения между Россией и Японией, «было бы хорошо решить территориальный вопрос и подписать мирный договор».
Напомним, что ситуация вокруг Южных Курил обострилась после первого визита туда в ноябре прошлого года президента России Дмитрия Медведева. Возмущение в Токио было таково, что японцы пошли на резкий демарш – отзыв из России своего посла. В ответ Москва заявила, что никто не может оспаривать право российского президента посещать любую из российских территорий. При этом сам Медведев заявил, что этот визит – не последний, что теперь он будет уделять особое внимание и социально-экономическому развитию региона, и его оборонной обеспеченности, и даже с иронией посочувствовал японскому послу, чья дипломатическая карьера оказалась похоронена. Вскоре после президента на Южных Курилах побывал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Затем на острова прибыли заместитель министра обороны генерал Дмитрий Булгаков и министр регионального развития Дмитрий Басаргин. С японской стороны уже упомянутый Маэхара полетал на самолете береговой охраны над Южными Курилами, чтобы продемонстрировать и японский суверенитет над островами. Но летал Маэхара предусмотрительно, не пересекая установленной границы, чтобы не попасть в сферу действия российской ПВО.
При этом и президент, и правительство России выступали с заявлениями, призывающими к экономическому сотрудничеству по освоению природных богатств Курильского региона всех соседей, в т. ч. и японцев. Японцы же воспринимали такие предложения как кощунство. МИД обеих стран регулярно обменивались гневными нотами. Наконец, недавно на островах побывал министр обороны РФ Анатолий Сердюков, который пообещал усилить техникой и вооружением дислоцируемую там 18-ю пулеметно- артиллерийскую дивизию. В Токио визит Сердюкова и его военные планы назвали «ушатом холодной воды».
Ранее командование российского ВМФ объявило, что первый же из построенных во Франции кораблей типа «Мистраль» (а возможно, и не один, а сразу два) будет направлен на усиление Тихоокеанского флота. Японцы расценили это как прозрачный намек на усиление военно-морской обороны Курильских островов.
С японской стороны последовал взрыв возмущения – благо был и подходящий повод. Как раз 7 февраля в Японии официально отмечается «День северных территорий». Обычно его отмечают лишь небольшие компании правых радикалов, но в этом году его «отпраздновали» на правительственном уровне. Премьер-министр Японии Наото Кан, выступая на состоявшемся в Токио общенациональном митинге за возвращение «северных территорий», вспомнил ноябрьскую поездку Дмитрия Медведева на Южные Курилы и назвал ее «непозволительной грубостью». Это высказывание Кана даже местные СМИ назвали «небывало резким». «Наш курс на заключение мирного договора на основе окончательного решения вопроса о территориальной принадлежности четырех северных островов остается неизменным. Следуя этому курсу, мы намерены настойчиво вести переговоры с Россией», – добавил премьер-министр Японии, слова которого приводит РИА «Новости». Впрочем, Кан при этом «вновь подчеркнул важность обсуждения этой проблемы на высшем уровне и призвал к продолжению переговоров», «выступил и за развитие консультаций по вопросу об экономическом сотрудничестве, призвав российского лидера продолжать диалог в комплексе».
Кстати, на том же митинге присутствовали депутаты парламента и другие члены правительства, в т. ч. Сэйдзи Маэхара. Выступая после премьера на собрании, глава японского МИД подчеркнул, что намерен посвятить свою политическую карьеру тому, чтобы «как можно скорее добиться возвращения исконных территорий» Японии.
Тогда же японские ультраправые, митингующие у посольства России в Токио, совершили акт надругательства над российским флагом, а посольство среди поступившей на его адрес почты получило «в подарок» и винтовочную пулю. Официальные лица Японии, правда, выразили сожаление в связи с этими «инцидентами».
Ситуацию комментирует руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов:
– Столь обостренная реакция японского правительства по южнокурильскому вопросу имеет как внешнеполитическую, так и внутриполитическую составляющие. Конечно, непосредственным поводом для обострения отношений для японцев был визит президента России на Курильские острова. Впервые за долгие годы, без всяких экивоков и туманных ссылок на готовность заключать мирный договор на основе Декларации 1956 года, им открыто дали понять, что Россия считает эти территории своими и отдавать их не собирается.
Кроме того, курильской поездке Дмитрия Медведева предшествовали два очень серьезных поражения японского правительства на внешнеполитическом фронте. Сперва предшественник Наото Кана на посту премьера от Демократической партии Юкио Хатаяма не сумел выполнить своего предвыборного обещания – добиться вывода американской военной базы с Окинавы, которая уже не одно десятилетие раздражает японцев (особенно жителей и власти острова). Затем произошел конфликт из-за островов Сенкаку, на которые претендует Китай. Их траулер вторгся в воды, которые японцы считают своими; его сперва арестовали, потом, под давлением Китая, отпустили сам траулер, а после освободили и его капитана. Оппозиция и японские СМИ подняли кампанию против правительства, которое не умеет отстаивать внешнеполитические интересы страны.
А тут как раз последовал визит Медведева в Китай, где мы декларировали с китайцами единство по недопущению пересмотров итогов Второй мировой войны, в т. ч. и по территориальному вопросу. А потом – поездка российского президента на Курилы. Японское правительство восприняло это как еще одну дипломатическую оплеуху, теперь уже со стороны России, и решило, что если оно и это проглотит, то оппозиция его раскатает. А внутриполитические позиции Демократической партии тоже весьма ослаблены. За полтора года у власти она ничего не смогла сделать для преодоления кризиса, ее рейтинг упал чуть ли не до 20%, и целый ряд следующих одно за другим дипломатических поражений просто добивал правительство. Вот оно и было вынуждено резко отреагировать. Пошел обмен нотами и резкими заявлениями, и конфликт стал нарастать как снежный ком.
Что же касается заявлений Маэхары о международно-правовых основаниях исконной принадлежности Японии этих земель – на самом деле ничего нового у японцев нет. Это – все те же аргументы, которые они предъявляют не одно десятилетие, и которые наша сторона неоднократно и детально, по пунктам опровергала.
В первую очередь японцы упирают на русско-японский договор 1855 года о дружбе, торговле и границах, который был подписан 7 февраля в Симоде уполномоченным России вице-адмиралом Е.В. Путятиным и уполномоченными Японии Цуцуя Хизенно и Кавади Сайэменни. Поэтому-то и «День северных территорий» отмечается 7 февраля. Симодский договор 1855 года устанавливал «постоянный мир и искреннюю дружбу между Россией и Японией». Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, Итуруп и острова южнее его – владениями Японии. Вот на это сейчас японцы и упирают, словно забывая, что это был не последний договор.
Японцы не упоминают тот момент, что по второй статье Симодского договора статус острова Сахалин остается неопределенным. И в 1875 году в Петербурге, чтобы урегулировать этот вопрос, был подписан трактат, по которому Россия уступала Японии все Курилы, а Япония признавала права России на весь Сахалин. После русско-японской войны по Портсмутскому миру 1905 года Япония получила от России южную половину Сахалина. И, таким образом, она сама подготовила себе будущие неприятности. Если бы она не стала покушаться на изменения границ, возможно, и сегодня все Курилы были бы японской территорией. На переговорах в Портсмуте в 1905 году русская делегация, кстати, тоже упирала на Симодский и Петербургский договора. Но маркиз Комура, тогдашний министр иностранных дел Японии, заявил: «Эти трактаты были действительны до войны, война их отменила. Вы проиграли войну, давайте договариваться, исходя из существующего положения вещей». Ну что ж, японцам в 1945 году отплатили той же монетой.
Напомню, что в феврале 1945 года состоялась Крымская (Ялтинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании, рассмотревшая вопросы послевоенного устройства мира и участие СССР в войне с Японией. На конференции было подписано соглашение, предусматривавшее вступление СССР в войну против Японии на стороне союзников (к месту сказать, предавших Россию в 1905-м). Среди условий СССР было в т. ч. возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих островов, передача Советскому Союзу Курильских островов. Эти же условия были подтверждены в Потсдаме в июле 1945 года, перед вступлением СССР в войну против Японии на стороне Великобритании и США.
А по мирному договору в Сан-Франциско в 1951 году Япония утрачивала свои права на Сахалин и Курильские острова. Японцы теперь заявляют: мол, СССР этот договор не подписал. Но сами-то японцы его подписали, т. е. признали отказ от этих территорий! Так что теперь, даже если чисто гипотетически пойти им навстречу по Южным Курилам, затем автоматически встанет вопрос о правах Японии и на остальные Курильские острова. И даже на Сахалин.
Зато наши бывшие «союзники» (в первую очередь американцы) так оформили этот договор, что хотя Япония утрачивала по нему права на Сахалин и Курильские острова, однако о том, кто при этом становился правонаследником, договор умалчивал. В англо-американском варианте договора не было ничего об их исторической принадлежности России и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти территории. США имели в Сан-Франциско подавляющее большинство голосов, советский вариант договора и даже советские поправки к англо-американскому варианту отметались с порога. Кроме курильского вопроса, договор игнорировал и другие требования СССР – по признанию Китайской Народной Республики, против сохранения американских войск в Японии и т. д. Поэтому СССР и не подписал этот договор. Зато американцы, как раз в день подписания Сан-Францисского договора, в тот же день подписали с японцами Пакт о безопасности, на основании которого фактически увековечили свое военное присутствие в Японии.
В 1956 году японский премьер Хатояма договорился с нашим Хрущевым о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений; была принята знаменитая Декларация. Там СССР допускал возможность начала переговоров о передаче Японии Шикотана и Хабомаи. Но он хотел, чтобы японцы заодно убрали и американские военные базы, в первую очередь с Окинавы. Американцы оказали сильнейший нажим на японцев, и те отказались. Позднее, в 1960 году, был уже оформлен американо-японский договор о взаимном сотрудничестве и безопасности – а советское правительство отказалось от обязательства 1956 года рассматривать вопрос о Хабомаи и Шикотане.
Стоит, однако, еще раз отметить очень хитрое поведение американцев во всей этой истории. Они намертво закрепились на Окинаве. И даже теперь Юкио Хатаяме не удалось их оттуда подвинуть. Они все время козыряют этим договором о взаимной безопасности. Из США периодически поступают заявления в поддержку японских требований отдать им Южные Курилы. Но при этом – по всем спорным для японцев вопросам. При этом позиция американцев зависит от того, кто фактически контролирует ту или иную спорную территорию. К примеру, острова Сенкаку контролирует Япония. И во время последнего конфликта с Китаем Хиллари Клинтон четко заявила, что Сенкаку находятся в зоне действия японо-американского договора о взаимной безопасности. А Южные Курилы контролируются Россией. И поэтому, хотя правительство США фактически поддерживает притязания на них японцев, оно же постоянно подчеркивает, что эти острова лежат вне пределов зоны действия договора о взаимной безопасности с Японией