Так только в 2010 году цена на природный газ, который отпускается населению, была увеличена на 20%, а с января 2011 года она выросла еще на 14,5% и, по мнению экспертов, это далеко не предел повышения. Не смотря на обещания правительства РФ о том, что максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в 2011 году не превысит 15%, верится в это с трудом. Такая тенденция роста тарифов может привести к значительному увеличению неплатежей, ввиду того, что население с низкими доходами будет не в состоянии оплатить по счетам, предъявляемым предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги. В данной ситуации государство должно оказать поддержку наиболее не защищенным слоям населения, которое в результате подорожания может просто оказаться на улице.
Существенную помощь населению могут оказать государственные субсидии, которые направлены на оплату части коммунальных платежей из бюджета государства. Существующая на сегодняшний день система предоставления субсидий не соответствует многим требованиям и условиям. В частности получить субсидию могут как обеспеченные семьи, так и семьи с низким доходом. Главным препятствием на пути создания эффективной системы начисления бюджетных субсидий является не определенность в том семьи, с каким доходом причислять к богатым.
Свое мнение по этому вопросу в одном из интервью высказал Андрей Скворцов руководитель столичной компании ЖКХ: “К сожалению, пока никто не может ответить на вопрос, какой доход на каждого члена семьи позволит претендовать на субсидию. Была и, видимо, остается практика считать “богатыми” тех москвичей, чей доход превышает 8,5 тыс. рублей в месяц. 10 лет назад таких насчитали 32% от общего числа жителей столицы. Как и, главное, кто будет и по каким критериям решать дилемму бедный-богатый сегодня – не ясно”.
По мнению экспертов с приходом к управлению столичным хозяйством новой команды должны произойти и изменения в сфере начисления коммунальных платежей и субсидий. В первую очередь необходимо навести порядок в таком разрезе льгот как начисление 50% скидки на оплату коммунальных услуг, которая предоставляется чиновникам государственного и городского ранга. Данная льгота ложится на плечи рядовых горожан, которые своими платежами перекрывают разницу между начисленными тарифами и реально оплаченными. Ситуация с данной льготой выглядит довольно странно, так чиновник, который ежемесячно получает доход к примеру в 50 тысяч рублей оплачивает коммунальные услуги в два раза меньше чем рядовой горожанин с доходом в 10 тысяч рублей.
Исследования, которые были проведены газетой “Аргументы и факты” свидетельствуют о том, что, начиная с 2001 года, цена на горячую воду выросла на 800%, это притом, что уровень инфляции за аналогичный период возрос на 265%. Цены на электроэнергию выросли на 400%, такой же рост и в цене на газ. Эти цифры свидетельствуют о том, что все ссылки властей на то, что рост цен на коммунальные услуги связан с ростом инфляции не более чем отговорка.
Еще одним аргументом властей в поддержку повышения тарифов на коммунальные платежи, является сравнение российских цен с ценами на аналогичные услуги в Европе. Эти аргументы опровергает в своем комментарии Геннадий Повальный: “Не стоит заблуждаться на счет сравнения России с другими высокоразвитыми странами мира в разрезе оплаты гражданами обязательных коммунальных платежей. В Евросоюзе эти расходы составляют до 25% доходов работающего населения, но в одной оговоркой – в эту цифру включена оплата ипотечного кредита. Именно в связи с этим заявления на якобы небольшие коммунальные тарифы в нашем государстве, которые еще необходимо поднять до европейских, стоит считать попыткой ввести в заблуждение рядовых россиян. Я уже не говорю, что речь идет о абсолютно разном уровне доходов граждан России и в Европе”. К мнению главы вычислительно центра нельзя не прислушаться, поскольку они отражают реальное состояние соотношения платежей в странах Европы и России.
По мнению экспертов на составление тарифов на оплату коммунальных услуг оказывает влияния ценовая политика компаний поставляющих энергоресурсы от добывающих компаний до предприятий предоставляющих коммунальные услуги. Главная цель этих компаний получение максимального заработка и то, что население уже не в состоянии оплачивать высокие тарифы, на их ценовую политику особого влияния не оказывает. Правительство должно применить новые рычаги управления над компаниями поставщиками энергоресурсов, не смотря на то, что это связано со многими проблемами. Одной из самых больших проблем является тот факт, что большинство таких компаний принадлежит чиновникам, которые должны их контролировать.