Двадцать лет понадобилось России и странам СНГ на то, чтобы «нащупать» систему, позволяющую обездоленным детям стать частью маленькой ячейки общества, где царят любовь и взаимопонимание. Однако, это только начало сложного пути, по которому придется пройти обществу…
Статистика детской и подростковой преступности среди воспитанников государственных учреждений, мягко говоря, «не радует», лишь 10 процентов детей-отказников способны наладить нормальный быт и устроиться в жизни, остальные 90 выходят на путь алкоголизма, преступности или заканчивают жизнь самоубийством.
Обиженные жизнью и собственными родителями, променявшими их на рюмку самогона, дети-сироты, не желают мириться с несправедливостью и отвечают обществу жесткой агрессией. Единственное, что может вывести их на путь добра и созидания – любовь и понимание со стороны взрослых, но в традиционном детском доме, финансирование в котором оставляет желать лучшего, их, как правило, не найдешь.
Государство пытается найти пути взыскания средств на содержание детей с горе-родителей, однако задача эта достаточно сложная и мало результативная: такие люди редко появляются на работе, а если и трудятся на благо Родины, то их доходы весьма ограничены. Здоровые члены общества не отказываются от собственных потомков, а тот, кто решился на подобный поступок, вряд ли обладает большим интеллектом и желанием получить престижную специальность.
В конце девяностых годов прошлого столетия государственные попечительные органы начали активно пропагандировать такую систему воспитания детей-сирот, как «приемная семья». Благополучная семья могла взять на воспитание одного или нескольких детей из приюта, при этом матери или отцу выплачивалась заработная плата, поскольку они выполняли роль воспитателей. Но в таком устройстве сирот были подводные камни, ведь сразу появилось много желающих заполучить «легкие деньги» и в некоторых семьях дети стали средством для заработка. Такие ситуации отслеживались сотрудниками социальных служб, в результате чего число обращений с просьбой отдать ребенка на попечение сократилось.
В начале двухтысячных годов в странах постсоветского пространства стали активно создаваться Детские дома семейного типа. На попечении родителей, желающих постоянно слышать в домах детский смех, оказывались детки разного возраста, которые жили одной дружной семьей в новом доме, предоставленном государством.
Однако самый эффективный проект, направленный на воспитание детей-сирот, придумал австриец Герман Гмайнер. Несмотря на то, что впервые он был реализован после окончания Второй мировой войны, в России и странах СНГ он начал приживаться всего несколько лет назад. Герман разработал систему Детских деревень SOS, представляющих собой своеобразные детские дома семейного типа, сконцентрированные на одной территории.
Дети в социальной деревне живут группами по 5-7 человек в отдельных домах, в каждом из которых есть своя SOS-мама, создающая комфорт и уют. Жизнь детей-сирот в таком маленьком социуме ничем не отличается от жизни обычных детей, они тоже ходят в школу, кружки, секции, учатся следить за хозяйством, готовить вкусные обеды и работать на земле.
К сожалению, пока на территории постсоветского пространства детских социальных деревень не так много, но на их организацию из бюджетов стран СНГ с каждым годом выделяется все больше средств…