Так что же на самом деле происходит в стране? Этот вопрос ежедневно задают себе почти десять миллионов белорусов, к сожалению, пока он остается риторическим.
Очевидные простому обывателю проблемы, начались в марте текущего года, именно тогда в банках почувствовался первый недостаток валюты. Однако, перебои с долларами и евро не слишком расстраивали смышленых белорусов, они находили варианты для покупки. Поначалу люди, желавшие обезопасить излишки, остававшиеся от заработной платы, открывали счета в иностранной валюте, для этого не требовалась иностранная наличность.
Предпринимателям, которым доллары и евро нужны были здесь и сейчас (нужно было закупать товары за границей для их последующей реализации в Беларуси), поступали по-другому. Приобретая в обменных пунктах еще оставшиеся российские рубли, они ехали к братьям россиянам и меняли их там на доллары.
Уже к середине апреля стало совсем туго, валюта в банки перестала поступать вовсе, возле обменных пунктов начали выстраиваться очереди из желающих «подкараулить» того, кто решиться в такие сложные времена сдать драгоценные «зеленые». С каждым днем таких людей становилось все меньше, а количество очередников росло в прогрессии.
У банков в ночное время можно было заметить людей с блокнотами – это так называемые валютные стражи порядка, именно они строго следили за очередностью, устанавливали лимит на покупку валюты (в среднем от 200 до 2000 долларов). Желающие поиграть в игру под названием «достань иностранные деньги», должны были подъезжать к банку несколько раз в сутки и отмечаться в пресловутом блокноте.
Постепенно в стране образовались три валютных курса: один – Нацбанковский (3150 белорусских рублей за один доллар), второй – банковский, по которому рядовые граждане могли купить валюту в любом банке страны (ее, конечно, не было, но все же, 4500 рублей за 1 доллар) и межбанковский (6000 – 7000 тысяч рублей за 1 доллар), примерно таким же был курс доллара на «черном рынке».
Между тем, в центре внимания рядовых белорусов оказались магазины, сначала промтоварные, позже - продуктовые. Поначалу с прилавков исчезла техника, реализовывать по старой цене ее уже никто не хотел, ведь покупка нового товара производилась по рыночному курсу. Правда, через неделю после того, как холодильники, телевизоры и компьютеры оказались на складе, их снова начали выносить на прилавки торговых центров, однако их стоимость уже была на 20-30 процентов выше первоначальной.
Даже такое удорожание не остановило белорусов, основная их масса все же посчитала, что от белорусского рубля надо избавляться и начался второй этап ажиотажного спроса на товары.
Как известно, спрос рождает предложение, в середине мая стоимость импортной техники, строительных материалов и некоторых других предметов увеличилась в разы. Тот, кто по счастливой случайности еще в начале марта успел купить плазменный телевизор за 2,5 миллиона белорусских рублей, мог ликовать, ведь мае он уже стоил порядка 8 миллионов.
Выросли цены и на отечественные товары, даже, несмотря на то, что уж их точно не закупают за границей за валюту.
В погоне за техникой, белорусы не заметили, что сами создали благоприятную почву для спекуляции, которой начали заниматься частные предприниматели. Торговцы не стеснялись переклеивать ценники на товары в присутствии покупателей, не скрывая, что уже и старый товар они «гонят» по новым ценам.
Возросла стоимость продуктов питания, весь импорт (чай, кофе, шоколад и т.д.) подорожал в среднем на 20-30 процентов. Кто-то распустил слух о том, что в 4-5 раз подорожает соль, в два раза куры, уксус, сода и т.д. В итоге, только за период с 15 по 23 мая некоторые магазины страны получили месячную выручку.
На очереди была «утка» о том, что банкоматах ограничат размер средств, которые можно будет снять с пластиковой карточки, здесь тоже появились огромные очереди. Повышенный спрос привел к тому, что наличных белорусских рублей на всех не хватало. Правда, через несколько дней ситуация несколько стабилизировалась.
Кстати, в банкоматах появились новенькие белорусские рубли, причем, их нумерация строго соблюдалась, что позволяет сделать вывод, что власти Беларуси все же включили печатный станок.
В общем, инфляция, очереди за валютой, паника и даже ироничный «черный» юмор – это то, что характеризует сегодняшнюю ситуацию в Беларуси.
А где же выход?
Кроме вопроса: «Что происходит в Беларуси?», - давно назрел и другой, наверное, еще более актуальный: «Где же выход?». Ответить на него пытаются аналитики и финансисты, политики и рядовые «дети» пресловутого «Батьки».
Многие видят спасательный круг в лице соседней России, которая обещает белорусам заветный кредит в 3 миллиарда долларов, также есть надежда займ Евразийского экономического сообщества. Однако, здесь есть немало подводных камней, которые пока стараются огибать белорусские власти.
Представители России откровенно заявили, что они готовы предоставить средства в обмен на активы белорусских предприятий, в частности россиян интересуют: контрольный пакет «Белтрансгаз», «Беларуськалий» и Мозырьский нефтеперерабатывающий завод, кроме этого, они готовы «приватизировать» еще ряд белорусских предприятий.
Масштабные денежные вливания в белорусскую экономику необходимы, они в некоторой степени смогут побороть хаос и стабилизировать обстановку. Правда, по мнению некоторых аналитиков, полученные денежные средства будут достаточно быстро «проедены» и проблемы начнутся снова.
Еще недавно белорусские власти считали своим козырем то, что им удалось сохранить контроль над предприятиями, именно они обеспечивают приток в страну основной части валюты. Сегодня козырная карта «Лукашенко и К» оказалась бита россиянами.
Вероятнее всего, как бы не оттягивали этот момент белорусы, на так называемую «приватизацию» главных предприятий идти все же придется, вопрос только в том, как их продать по более выгодной цене.
Российские власти, видя, что белорусы оказались в экономической ловушке, тоже не торопятся оказывать помощь, все больше завинчивая гайки. К примеру, российские власти попросили ограничить поставки из Беларуси сухого молока, что добавило проблем и без того страдающей белорусской экономике.
На днях вновь был поднят вопрос о переходе Беларуси на российский рубль. Переговоры в этой плоскости ведутся уже на протяжении 15 лет, но соглашение пока не достигнуто. Главная проблема заключается в том, что белорусы хотят иметь свой эмиссионный центр в Минске, Москва с этим категорически не согласна, заявляя о том, что центр должен быть один и, разумеется, в Москве.
В общем, ситуация в Беларуси крайне сложная, по прогнозам аналитиков, грамотно выстроенная экономическая модель и денежные вливания, могут помочь стране за три года выйти из кризиса. Однако, пока не ясно, на что готовы пойти белорусские власти, чтобы добиться стабильности…