«Зайцами» в Беларуси называется национальная валюта: рубль, который появился в 90-е годы именно в таком исполнении.
Сначала Национальный Банк страны приказал всем коммерческим банкам продавать лишь ту валюту, которую они смогли купить у населения. Поскольку чистый отток валюты за месяц составил несколько сот миллионов долларов, купить доллары могли лишь исключительные счастливчики.
Затем, уже в апреле месяце, Нацбанк ограничил продажу золотых и серебряных слитков, а также других ценностей, за белорусские рубли. Это была вынужденная мера, связанная с тем, что люди готовы были взять что угодно, лишь бы не потерять свои деньги из-за резкой девальвации. Этот панический страх глубоко укоренился в душе рядовых белорусов, вызывая в сознании призраки прошлого.
Откуда ноги у валютного кризиса?
А бояться есть чего: в недалёком 2009-м году белорусский рубль за одну ночь внезапно «просел» на 20 процентов. То есть, 3 года до этого доллар США можно было купить за 2200 рублей, а 2 января – уже за 2800. Через некоторое время планка поднялась до 3000 рублей, на которой и продержалась до самых выборов. Поскольку Беларусь – это социально ориентированное государство, то и социальные стандарты здесь задаются сверху. Президент приказал установить колебания валютной корзины (евро, доллар, российский рубль) в пределах 8, а потом десяти процентов за год. К верхней границе этого значения белорусы пришли уже в марте 2011 года. Дальше должна была неизбежно последовать девальвация, но Национальный Банк гордо держит курс, как старый коммунист знамя революции.
А теперь представьте себе истинную парадоксальность ситуации. В Минске, как и в любой европейской столице, пунктов обмена валюты не меньше, чем газетных киосков, и все они гордо предлагают сдать доллар за 3100 белорусских рублей или купить за 3106. Продавать никто не торопится, а покупать нечего: иностранной валюты просто нет.
Справедливости ради, отметим: на межбанковском рынке доллар сейчас стоит от 4500 до 6100 рублей. К официальному курсу он «просел» в 1.5-2 раза, то есть белорусы обеднели вдвое!
В чём же причины такой ужасной ситуации?
Официальный Минск назвал несколько объективных причин, по которым в центре Европы рядовому человеку невозможно свободно купить иностранную валюту. Во-первых, у Беларуси сырьевая экономика, которая вынуждает все основные комплектующие для заводов и фабрик покупать за рубежом. Это также касается и топливно-энергетического сектора, который выживает лишь за счёт давальческой сырьевой политики российского руководства.
Во-вторых, резкий обвал рубля якобы был вызван негативным прогнозом МВФ. Однако его оценки строились, опять-таки, на объективных показателях: ничем не обеспеченный рост зарплат, отсутствие структурных реформ, негативный инвестиционный климат.
А на самом деле…
Настоящие причины валютного кризиса – это разбалансированность экономики. Производительность труда не успевает за ростом заработной платы. С начала двухтысячных годов реальные доходы населения выросли в несколько раз. Только за 2006-2010-й год этот рост составил примерно 75 процентов. Что касается производительности труда, то она прирастала не столь рекордными темпами.
И, наконец, мы подходим к реальной причине, вернее толчку, послужившему катализатором для валютного взрыва. В рамках предвыборной кампании, президент Беларуси повысил зарплату бюджетному сектору на 35 процентов. С учётом различных премиальных выплат, этот показатель в отдельных кластерах достигал 50 процентов (правоохранительные органы, чиновники и т.д.).
В то же время, пособия, стипендии, пенсии были повышены минимум на 10 процентов, а то и выше. Иными словами, за ноябрь-декабрь 2010-го годы было роздано огромное количество ничем не обеспеченных белорусских рублей. В долларовом эквиваленте, это значение можно оценить в полтора миллиарда долларов. Власти надеялись, что такая «скромная» сумма будет обеспечена реальными деньгами примерно за год, учитывая среднемесячную чистую скупку валюты населением (она составляла менее 100 миллионов долларов в месяц).
Однако в этот раз хитрый белорус не дал себя обмануть. Он бросился к обменному пункту, чтобы обменять «зайчиков» на «Франклинов» или хотя бы на «Вашингтонов». Ну а если их не будет, серебро и золото тоже вполне сгодится.
Банки оказались к этому не готовы, и весь мир стал свидетелем заката великой белорусской модели.