Согласно этого рейтинга наиболее проблемными считаются: город Балашиха, Сергиев Посад, Королев, Пушкино, Троицк, Лобня и Железнодорожный. Именно к такому выводу были вынуждены прийти адвокаты одного из московских юридических центров. Адвокатским бюро были проанализированы затяжные конфликты с соинвесторами в течение последнего ряда лет.
Рассмотрим ситуацию на примере недостроенного дома в Пушкино, расположенного на улице Озерная. Это типичный пример ситуации с обманутыми дольщиками. Строительство началось в этом месте более 6-ти лет назад, но здание никак не может быть достроено. Лишь на 60% возведен каркас дома. Естественно ни о каких коммуникациях, тепло- и водоснабжении речи пока не ведется. Новый инвестор для продолжения строительства привлечен не был. Адвокат заявляет, что подмосковные власти знают о такой проблеме, однако никаких шагов по пути ее решения не предпринимают.
Стоит признать, что терпение многих дольщиков уже на пределе. Ситуация часто перерастает в митинги и акции протеста. Некоторые люди решаются на самые отчаянные шаги вплоть до объявления о голодовке или захвата недостроенных зданий. В городе Железнодорожный произошла вообще вопиющая ситуация, когда рабочие пытались заживо замуровать в «захваченном» недостроенном доме обманутых дольщиков. Об этом в интервью «Интерфаксу» сообщил глава движения «Однодольщики» господин Гульев.
Проблеме дольщиков уже не первый год. Нерешенные проблемы растут как снежный ком вследствие многочисленных законодательных «дыр». Кроме того, люди часто сами доверяют совершенно неизвестных людям и компаниям свои средства, после чего компании просто исчезают, оставляя недостроенные дома на пустырях. Мошенничество на почве долевого строительства в России цветет буйным цветом. Людям обещают построить жилье в кратчайшие сроки по весьма заманчивым ценам. Но нужно же отдавать себе отчет, что хорошая квартира не может стоит в 3 раза дешевле, чем аналогичная в уже отстроенном доме. Здесь вина часто ложится на доверчивых граждан. При этом самым удивительным можно считать, что люди даже не требуют никаких документов, подтверждающих право их собственности. В таком случае доказать свою причастность к долевому строительству практически невозможно, как невозможно и потребовать возмещения ущерба через суд. Многие юристы считают, что высокая коррумпированность чиновников на местах не дает возможности принимать по-настоящему действенные законы для регламентирования долевого строительства и участия фирм в этом бизнесе.
Председатель Совета директоров одного из коллекторских агентств Александр Федоров говорит, что несмотря на хорошие общие законы для этой сферы деятельности, работа судов и отдельно взятых чиновников больше походит на профанацию. Некоторые госслужащие, по его словам, просто занимают свои места без какого-либо желания плодотворно работать. При этом становится очевидным, что такие чиновники не прочь полакомится частью долевого пирога, которой с ними и делятся те самые фирмы, «реализующие» строительные проекты.
Многие юристы не могут понять, почему ликвидировав такое понятие «как обманутый вкладчик», государство по сути ничего не делает для решения ситуации с обманутыми дольщиками. Ведь дело здесь может быть решено достаточно быстро. Для этого нужно просто страховать доли при строительстве. При таком подходе все нечистые на руки компании просто отсеются с рынка долевого строительства. Неужели уровень коррупции в этом случае настолько велик, что даже чиновники федерального уровня не могут решиться на такие перемены?
Адвокаты предлагают страховать доли на строго фиксированные суммы. Но не все эту идею поддерживают. Многие заявляют, что лучший выход здесь – это разъяснение гражданам, что их риск на стадии возведения жилья просто огромен. Никакая страховая компания сегодня не готова взяться за обслуживание таких страховок. Иначе она просто прогорит, что также не позволит выплатить деньги дольщику.
Совсем недавно в одной только Москве официально было призвано около 600 дольщиков, которых в свое время обманули строительные компании. На основании этого планируется разработать закон «О защите дольщиков». Возможен другой вариант – существенно доработать 214-й Федеральный закон. Это может свести на нет участие в строительстве нечистых на руку подрядчиков.
В середине лета московский мэр уже подписал распоряжение, касающееся того, чтобы из госбюджета было выделено около 3 млрд. рублей на строительство жилья для обманутых дольщиков. В этом случае можно сказать, что за легкомысленность одних и мошенничество других расплачиваются третьи, которые к этой проблеме не имеют никакого отношения.