15 марта 2012

Россияне не хотят больше развлекаться в торговых центрах

Категория: Новости

Россияне не хотят больше развлекаться в торговых центрах

В России, как и в других странах мира, торговля всегда считалась прибыльным делом. Однако, как бы хорошо не шли у торговцев дела, они все равно не устают жаловаться на свои проблемы. А в условиях экономического кризиса, тем более можно всегда найти причины для беспокойства. Но если говорить серьезно, то поводов для печали у нынешних предпринимателей более, чем достаточно. По словам многих экспертов, доходность ритейла постоянно снижается, и если средний чек по продуктам питания вполне стабилен, то по нон-фуду он либо падает, либо не растет.

Специалисты утверждают, что улучшению ситуации в сфере торговли мешают высокие темпы инфляции, особенно в тех секторах, которые влияют на розницу. В частности, увеличилась стоимость топлива почти на 20 процентов, цены на электроэнергию повысились на 33 процента, возросли расходы на ЖКХ и обслуживание недвижимости. Причем такое подорожание происходит каждый год, несмотря на кризис. Также увеличивается арендная плата, необходимо больше зданий. Кроме того, появление новых торговых центров уменьшает численность покупателей в старых, в итоге доходность всех падает.

Примерно то же самое упоминал недавно руководитель одной из крупных российских компаний. Он заявил, что в настоящее время в России количество торговых центров в два раза больше, чем, чем в Европе. Скорее всего, со временем их количество будет снижаться. Все дело в том, что большинство крупных торговых центров сразу же превращаются одновременно в места для развлечений, куда в выходные и праздничные дни стекается множество жителей крупных мегаполисов. При этом в европейских странах существует разделение центров торговли и развлекательных мест. Магазины в развитых странах служат исключительно для шоппинга. Россия также старается двигаться в этом направлении. Многие уже устали от бесконечных кинопросмотров, боулинга и предпочитают развлекаться другими способами, например, ходят на выставки, культурные мероприятия, выезжают за город.

Но, как оказалось, главной угрозой торговому сектору страны является вступление в ВТО. В результате совершения данного шага, российский рынок может сильно пострадать от нашествия мировых монополий. Уже сейчас некоторые из них диктуют правила на рынке ритейла, больше, чем сами ритейлы. Хотя, с другой стороны, зато теперь в стране существует достаточное количество иностранных поставщиков. Однако и.о. руководителя отдела департамента торговых переговоров Минэкономразвития Татьяна Палатова не видит в этом факте особых положительных моментов. По ее словам, несмотря на то, что российское торговое законодательство является одним из самых либеральных, в любом случае при вступлении в какую-либо организацию, иностранные поставщики обязаны предварительно зарегистрироваться, как российское юридическе лицо, платить соотвествующие налоги в российский бюджет и отчитываться перед российскими госорганами.

Но зато вступление в ВТО позволит в некоторой мере снизить объемы «серого импорта». Некоторые меры в отношении этого уже были предприняты ФАС в апреле прошлого года. Данное ведомство предложило изменить существующий национальный принцип исчерпания прав на международный. Если в первом случае без согласия производителя запрещено реализовывать товары на территории России, независимо от того, сколько раз их перепродавали за ее пределами, то в случае законности второго варианта, однажды реализовав свой товар в каком-либо государстве, производитель имеет право влиять на его дальнейшую судьбу.

Российское антимонопольное ведомство уверенно, что использование международного принципа будет способствовать развитию в стране конкуренции и тем самым повлечет снижение цен. Однако, Высшая школа экономики провела в этом направлении некоторые исследования, согласно которым становится ясно, что не все так просто. Согласно некоторому анализу, подобные меры повлияют на желание иностранных производителей создавать на российской территории свои производства. Кроме того, большое количество дешевого имортного товара может сильно повлиять на положение отечественных производителей.
Немалое значение имеет также тот факт, что поставщики нелегальной продукции не будут нести ответственности перед покупателями. Возможно, что во многих случаях низкая цена товара будет объясняться ее плохим качеством, нарушением сроков хранения, истекающим сроком годности и дргими отрицательными факторами. Тогда в случае возникновения каких-либо претензий, потребители продукции будут обращаться к производителям, что принесет плохую славу компании и подрыву бренда.

Но основная опасность для торговли, по мнению первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева, состоит не в самом сером импорте, а в том, что под видом товаров известных марок на территорию России будет попадать огромное множество подделок и фальсификатов. Предыдущие исследования подтвердили, что даже незначительно снижение уровня защиты продукции активизирует производство контрафакта. Ученый утвержает, что если и будут какие-либо позитивные эффекты, то очень небольшие и краткосрочные, более длительные эффекты, скорее всего будут иметь негативный характер.

Еще одной из основных тем, касающихся торговли, является переход на безналичные расчеты. В настоящее время в России путем безналичных расчетов осуществляется всего лишь чуть более пяти процентов операций. Количество терминалов и банкоматов на душу населения в стране весьма далеко, не только в сравнении с развитыми, но в том числе и с развивающимися странами. Россия по их числу находится где-то между Аргентиной, Мексикой и Индией.

Подобные моменты являются весьма благоприятными для развития теневой экономики. Известно, что даже сами представители ритейла, которые весьма негативно относятся к вмешательству государства в их деятельность, считают необходимым обязать всех участников торговли использовать безналичные платежи на законодательном уровне.


Вернуться назад »
  • Просмотров: 2078



Комментарии