Новую рубрику “Званые гости” мы хотим посвятить именно ей. Миграция легальная и нелегальная, дворники и торговцы на рынках, национальные землячества в городе и отношения между гостями и коренными москвичами — этому и многому другому будут посвящены материалы, которые вы в ней найдете.
Важнейший для столицы документ, городскую целевую миграционную программу на 2008—2010 годы, правительство Москвы с первого захода “взять” не смогло. После обсуждения программу отправили на доработку. Поспешность здесь действительно неоправданна. Ведь программа должна разобраться с одной из самых запутанных проблем Москвы — нелегальной миграцией, захлестнувшей столицу. Власти города уверены, что справиться с ней можно. Но — только при строгом выполнении ряда условий. В частности, горадминистрация намерена снижать квоту на привлечение иностранных работников и бороться с нелегальными мигрантами экономическими методами. Соответствующие механизмы и будут прописаны в новой программе.
Как влияет на жизнь столицы необузданный прирост гастарбайтеров и каковы основные направления миграционной политики? “МК” постарался разобраться в ситуации.
Сейчас на одного официально зарегистрированного мигранта приходится 9 нелегалов. Одного этого факта достаточно, чтобы понять: в последние годы госрегулирование в этой среде было, мягко говоря, неэффективным. И для выхода из тупика в срочном порядке придется применять жесткие меры, иначе Москва рискует стать некомфортным и неудобным для проживания городом. Неконтролируемый приток мигрантов проявляет себя в, казалось бы, неожиданных сферах. Он создает угрозу для здоровья горожан, увеличивает и без того напряженную транспортную нагрузку, а в целом создает дополнительные проблемы для безопасности мегаполиса.
Итак, проблема №1. Нелегальные мигранты провоцируют криминогенную обстановку.
По данным ГУВД Москвы, почти половина крупных преступлений в столице приходится на приезжих. Не будем говорить о “гастролерах”, приезжающих “пощипать” столицу. Это криминальные профи, среди них — не только зарубежные “гости”, но и россияне. Нам гораздо важнее ответить на вопрос — почему вполне мирные люди из других стран, попав в Москву, начинают насиловать и убивать. По мнению специалистов, не последнюю роль играет нежелание или неспособность мигрантов адаптироваться в Москве.
— Большая часть иностранцев, приехавших на заработки, собирается вокруг своих земляков. Поселившись в анклавах, мигранты вообще не задумываются о правилах общежития в Москве, — говорил по этому поводу на заседании правительства Москвы председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров.
А как заметил префект ЮВАО Владимир Зотов, “в Москву в большинстве своем приезжают не из городов, а из сел и аулов — и им нужно помочь освоиться”.
Что предлагают власти?
— Я несколько лет жил в Аргентине, и вот каковы мои наблюдения, — рассказывает председатель Комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко. — С первых минут по приезде в Аргентину мигрант окружен заботой соплеменников. При этом, в отличие от России, национальные диаспоры не получают там государственную поддержку. Зато несут полноценную ответственность перед полицией и налоговыми органами.
Чтобы помочь мигрантам адаптироваться, чиновники будут открывать общеобразовательные курсы. Причем преподаванием станут заниматься не русские педагоги, а представители национальных культурных автономий.
Уже подписан договор о сотрудничестве с автономией азербайджанцев России “АзеРос” — они будут рассказывать приезжающим землякам о правилах проживания в Москве. Кроме того, приезжие как минимум должны знать русский язык, культуру и историю Москвы. Разумеется, дети мигрантов должны учиться в школах в обязательном порядке.
Проблема №2. В Москве сохраняется санитарно-эпидемиологическая угроза.
По данным Роспотребнадзора, до 14% трудовых мигрантов инфицировано опасными для окружающих заболеваниями. В их числе — СПИД, сифилис, проказа, туберкулез, гепатит (последний выявляют чаще всего — у каждого одиннадцатого). Город должен лечить иностранцев за бюджетные деньги, а основанием для депортации является только СПИД. Опасность и в том, что в статистику попадают только те, кто прошел медобследование. Таковых немного — с 15 января, после введения в действие нового миграционного законодательства, в Москве обследовались лишь 136 тысяч иностранцев (меньше 10%). А сколько еще больных гастарбайтеров с купленными справками работает на рынках, стройках, в магазинах?
— За последние три года в Москве зарегистрировано шесть вирусных вспышек среди мигрантов, число пострадавших составило 461 человек. В результате этого городу был нанесен экономический ущерб в объеме более 8 млн. рублей, — говорит главный санитарный врач Москвы Николай Филатов.
Что предлагают власти?
По закону после получения разрешения на работу мигрант должен пройти медицинское освидетельствование в течение 30 дней. Власти предлагают подкорректировать закон в этой части, обязав мигранта посетить врачей в течение более короткого срока, причем до выдачи разрешения на работу. Кроме того, Департамент здравоохранения принял решение запретить медобследование мигрантов в частных клиниках.
Проблема №3. Мигранты не спешат выходить из тени.
С 15 января 2007 года разрешения на работу получили больше 300 тысяч мигрантов. Но миграционные службы получили только 100 тысяч официальных уведомлений об их устройстве на предприятия. Где, спрашивается, гуляют остальные 200 тысяч иностранцев?
— Мы столкнулись с парадоксом: чем более подробно мы объясняем работодателям, как нужно подавать заявку о приеме на работу иностранца, тем лучше он понимает: делать этого не стоит. Почему? Подав документ, работодатель засвечивается, к нему могут нагрянуть с проверкой контролирующие органы. И зачем ему это надо? Поэтому дело не в мигрантах — они скорее всего устроились на работу, а вот работодатель этот факт скрывает, — объясняет тайну исчезновения гастарбайтеров Алексей Александров.
Что предлагают власти?
Нужно заставить предпринимателей подавать уведомления о принятии на работу иностранцев, изменив существующий порядок. Сейчас столичное правительство ведет активные консультации с Роструда.
Заммэра в правительстве Москвы Валерий Виноградов заметил при обсуждении этого вопроса на правительстве, что законодательством не предусмотрены санкции за неуведомление миграционной службы о привлечении иностранцев, а значит, работодателей, которые принимают на работу легальных иностранцев и не сообщают об этом в органы миграционной службы, необходимо штрафовать как за привлечение нелегалов.А в дополнение к его словам начальник Управления федеральной миграционной службы по Москве Федор Карповец подчеркнул, что надо наводить порядок по фирмам-однодневкам, которые выдают разрешения на работу незаконно. Вместе с ГУВД УФМС по Москве возбудили уже 1327 уголовных дел.
Проблема №4. Работодатели предпочитают иметь дело с нелегалами.
Несмотря на то что сейчас заканчиваются сроки подачи заявок от работодателей на квотирование иностранной рабочей силы на 2008 год, заявок поступило очень мало. Так, в Центр труда и занятости ЮВАО за 4 месяца обратились 215 организаций, заявив вакансии на 4155 человек. А их, по подсчетам специалистов, должно бы быть раз в пять больше. Значит, работодатели и впредь намерены квотировать минимальное количество мест лишь для галочки, а остальные вакансии заполнять нелегалами?
Что предлагают власти?
— Нужно в разы изменять квотирование, — считает Валерий Виноградов. — Соберем заявки, обобщим их и ограничимся этими цифрами. Но когда в следующем году работодатель придет за разрешениями на привлечение иностранной рабочей силы, мы ему скажем: ты заявлял квоту — получи, не заявлял — не получишь иностранной рабочей силы.
Проблема №5. В Россию едет в основном низкоквалифицированная рабочая сила.
Россия — вторая после США страна по числу мигрантов. По данным ООН, в Штатах проживает 38,4 миллиона мигрантов, у нас — свыше 12 млн., причем легально — лишь 1 миллион. По оценке ФМС, эта ситуация представляет угрозу национальной безопасности России.
— В США мигранты — только выдающиеся профессионалы: профессора, работающие над уникальными проектами, спортсмены, установившие мировые рекорды… В Канаде мигрантом можно стать, только пройдя специальный тест и набрав определенное (очень высокое) количество баллов. А мы наводнили страну низкоквалифицированной рабочей силой. Причем меня, как москвича, возмущают заявления о неспособности москвичей, к примеру, торговать. Платите достойно — и желающие работать найдутся, — отмечал на заседании правительства Москвы Игорь Елеференко. — И потом, мы неправильно трактуем термины. Мигрант — это бывший гражданин другого государства. А у нас на самом деле не мигранты, а наемные работники.
— Нужно согласиться с тем, что мигранты нам нужны, но они будут благом, только если подойти к делу цивилизованно, — говорит Владимир Зотов. — Прежде всего Москве нужны высококвалифицированные кадры.
Что предлагают власти?
Для перехода от стихийного рынка трудовой силы к организованному процессу (получение ИНН, размещение в гостинице упрощенного типа) создаются миграционные терминалы. Они же помогут в отборе высококвалифицированных работников. Также Россия будет заключать межрегиональные и международные договоры по миграции. Скоро будет подписано первое соглашение — между РФ и Киргизией (оно на согласовании в Роструда). Подпишут соглашения и с другими бывшими союзными республиками.
И, наконец, главная для Москвы проблема. Гастарбайтеры в основном стремятся в российскую столицу.
По данным ФМС России, 35% иностранцев принимают Москва и область. Налицо явный дисбаланс. Столице вовсе не требуется такое количество трудовых мигрантов.
Что предлагают власти?
— Мигрантов нужно направлять туда, где они нужны, а не туда, куда им хочется. Понятно, что большинству хочется в столицу, — считает директор Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский. — При помощи законов можно избавиться от трети нелегальных мигрантов, заставить остальных покинуть территорию можно только экономическими методами.
А по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, миграция должна быть минимальной, соответствующей самым необходимым потребностям, причем потребность должна все время снижаться — по мере подготовки собственных квалифицированных рабочих кадров.
Правительство города провело соответствующий анализ и точно знает, где и в каком количестве требуется привлеченная рабочая сила. Как считает Лужков, у столичных властей есть разночтения с Федеральной миграционной службой, но так или иначе ведется общая работа. Под разночтениями Юрий Михайлович, очевидно, понимает разные подходы к решению миграционного вопроса. Если Москва нацелена на минимизацию гастарбайтеров, то федералы, напротив, упрощают въезд и пребывание мигрантов в стране. Впрочем, политика столичных властей вполне обоснованна.
— Москва формирует свою систему привлечения трудовых мигрантов на те рабочие места, в которых она по-настоящему нуждается, — отметил пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой. — Правительство Москвы ни в коем случае не будет ущемлять интересы москвичей.