Доходы россиян устойчиво снижаются, а значит стране грозит новый вид рецессии – рецессия спроса.
Неплохие июльские данные Росстата о динамике промышленного производства кажутся уже не столь радужными. Доходы населения и розничный товарооборот именно в этом месяце впервые не просто упали, а упали резко. Похоже, что неприятный диагноз о переходе страны от рецессии запасов к рецессии спроса подтверждается.
РОССИЯ БЕДНЕЕТ
В июле резко ускорились темпы падения реальных располагаемых доходов населения: если в феврале – мае их динамика в реальном выражении по отношению к тому же периоду прошлого года хотя и незначительно, но превышала прошлогодний уровень, а в июне упала до минус 1%, то в июле доходы обвалились сразу на 5,4%, практически сравнявшись с темпами падения реальной начисленной заработной платы.Ускорилось и падение товарооборота и платных услуг населению, которые достигли примерно 8%-ного падения и уверенно движутся к отметке минус 10% падения год к году.
Известно, что доходы населения из всех элементов конечного спроса оказывают наибольшее воздействие на динамику ВВП, составляя относительно его величины в 2008 г. почти 50% (для сравнения: экспорт – около 30%, инвестиции и импорт – примерно по 22%). Таким образом, каждые лишние 2 п.п. падения доходов населения – это 1.п.п. снижения ВВП. Учитывая, что падение доходов в июле ускорилось сразу на 4 п.п., снижение ВВП по итогам года может сразу увеличится на 1 п.п.
ТЕНДЕНЦИЯ, А НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ
То, что падение доходов населения уже не измеряется парой процентов, стало неприятным сюрпризом только для тех, кто полностью полагается только на статистику Росстата.
На наш взгляд, в кризисные периоды необходимо учитывать возможные погрешности этой статистики, которые объясняются особенностями учета в составе доходов операций населения с наличной валютой.
Для получения примерной оценки мы используем альтернативный расчетный индекс, учитывающий лишь влияние основных компонент и факторов, определяющих динамику доходов: а именно официальной зарплаты, пенсий, уровня занятости и задолженности по оплате труда.
В последние полтора года такой расчетный индекс лучше, чем официальные данные, объяснял динамику потребительских расходов населения. Уже в июне он указывал на снижение доходов на 5,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Так что июльское падение оборота торговли произошло не вдруг. Оно стало следствием быстрого снижения доходов населения, которое началось еще раньше.
Июльское падение доходов по нашей методике можно будет оценить лишь после появления полного набора данных, но, видимо, оно будет не меньшим, чем в июне. При этом может и не быть такого провала, как в данных Росстата, за счет некоторого оживления рынка труда.
В любом случае, опираясь на наши расчеты, можно предположить, что падение оборотов розничной торговли и доходов населения в июле, – не кратковременный статистический эффект, а, скорее всего, тенденция, которая грозит затяжной рецессией спроса.
НОВЫЙ РАУНД КРИЗИСА
Снижение потребления сделает невозможным оптимистический сценарий возобновления роста уже в этом году, при котором после идущей сейчас распродажи товарных излишков, (из-за которых ранее были остановлены многие производства), спрос будет удовлетворяться не «со склада», а за счет вновь произведенной продукции. Похоже, когда запасы будут распроданы, этот самый спрос будет куда ниже, чем сейчас, а значит оживления не случится.
Кроме того, если рецессия спроса затянется, то новое снижение запасов на фоне ускорения падения спроса вызовет соединение двух неприятных симптомов в один комбинированный, что грозит серьезными неприятностями не только инвесторам, но и рядовым гражданам.
Правительство, поддерживая население выплатами, играет на руку, скорее, импортерам, так как одновременно придерживается доктрины сильного рубля в ущерб конкурентоспособности российских производителей.
Самую плохую динамику демонстрируют расходы на потребление платных услуг. А в секторе услуг практически нет импортной составляющей. И падение спроса в нем напрямую ведет к уменьшению доходов населения, работающего в этом секторе.
Банки давно все это понимают. Поэтому кредиты населению быстро сокращаются (общий объем упал с 4,3 до 3,6 трлн рублей с начала года), что связано с негативными ожиданиями банкиров относительно развития кризиса и его влияния на доходы домохозяйств.
ГОТОВИМСЯ К ХУДШЕМУ
До сих пор правительство боролось с возможным спадом потребления за счет бюджетных денег. Вливания из казны позволяют поддерживать доходы бюджетников и пенсионеров, однако доходы в частном секторе, по нашим оценкам, снижаются гораздо сильнее.
Бороться с рецессией потребительского спроса простой накачкой зарплат бюджетников и пенсий невозможно. И дело не только в импорте и сильном рубле, поддерживаемом спекулятивным притоком капитала. Дело и в том, что получаемые населением из бюджета деньги «запираются» в банках и не работают на преодоление рецессии.
По итогам года мы ожидаем гораздо больших, чем накопленные за январь - июль, показателей падения реальных располагаемых доходов населения и розничного товарооборота.
Первые по нашим оценкам снизятся не менее чем на 10%, при сегодняшнем официально зарегистрированном падении лишь на 0,9% (эта цифра, надеюсь, будет пересмотрена). Товарооборот, скорее всего, снизится по итогам года примерно на 7% против минус 3,8% за первые семь месяцев текущего года.
И правительство вряд ли будет в силах что-либо с этим поделать.
http://slon.ru/articles/118494/