Предпринята еще одна попытка разобраться, что именно стало причиной смерти легендарной актрисы: наркотики, шизофрения или клан Кеннеди
Автор нашумевших биографий Майкла Джексона и Элизабет Тейлор опубликовал еще одну, в которой попытался пролить свет на причины смерти Мэрилин Монро. Издатели называют книгу революционной, обещая сенсационные подробности отношений актрисы с семьей Кеннеди, а также с ее тремя матерями. Биография писалась 10 лет на основе редких аудиозаписей, архивов ФБР и неизданных писем. В книге много самой Монро, рассказывающей об оргазме, скучающей об отце и молящей о спасении.
Отличие новой биографии от прежних исследований жизни голливудской дивы - в ее психологизме. Автор книги известный журналист и репортер газеты Times Джей Рэнди Тараборрелли рассматривает трагическую судьбу Мэрилин Монро через ее детство, когда актрису еще звали Норма Джин Мортенсен. В качестве исходного материала им были использованы записи психоаналитиков и лечащих врачей Монро, а также ее собственные признания из личной переписки.
Из архивов ФБР
«Когда Мэрилин Монро стала знаменитой, все принялись рассуждать о ее семье: действительно ли ее мать умерла или она просто не принимала участия в ее жизни. Тогда в качестве пиара использовалась версия о сиротстве Мэрилин. Однако это неверно. Матери было достаточно в жизни актрисы», - говорится в аннотации книги «Секретная жизнь Мэрилин Монро», которую издатели поспешили окрестить «революционной».
В первую очередь в глаза бросаются сложные и одновременно милые портреты женщин, которые повлияли на жизнь «секс-символа номер один». Это ее родная мать Глэдис Бейкер, признанная психически нездоровой, приемная мать Ида Болендер, воспитывавшая Мэрилин семь лет, и, наконец, законная опекунша актрисы Грэйс Годдар, которая помогла Норме создать знаменитый образ Мэрилин Монро. Также автор касается истории дружбы Монро с Пэт Кеннеди (сестра президента Джона Кеннеди), открывает подробности отношений актрисы с еще одним представителем династии - Робертом (Джону тоже приписывали роман с Монро, но доказательств этому нет) и расписывает ее историю болезни.
В 1961 году психиатр Марианна Крис, наблюдавшая Монро, заявила, что ее звездная пациентка нервно истощена и находится на грани суицида. Тогда Крис сделала то, что сделал бы на ее месте любой психоаналитик с лицензией: направила кинозвезду в психиатрическую клинику. Осознавая, что строптивая пациентка, ставшая секс-символом экрана, никогда не согласится добровольно лечь в «психушку», Крис убеждает Монро, что она отправится «в частный госпиталь», чтобы «отдохнуть и расслабиться».
Надо заметить, что фобия к разного рода санаториям у Монро развилась после того, как в одном из них умерла ее бабушка. Но благодаря хитрости Марианны Крис 5 февраля актриса была госпитализирована в нью-йоркскую психиатрическую клинику Payne Whitney. За Монро захлопнулись стальные двери, и она оказалась в палате с забаррикадированными окнами. «Я оказалась запертой с бедными сумасшедшими, - писала Монро в одном из писем своим кинонаставникам Пауле и Ли Страсбергам. - Я уверена, что я точно так же сойду с ума, оставаясь жить в этом кошмаре. Пожалуйста, помогите мне».
Этот эпизод из жизни Монро хорошо знаком ее поклонникам, однако Тараборрелли удалось раскопать новые подробности. Так, например, он приводит слова одной пациентки, которая зашла к Монро, после того как актриса попыталась выломать дверь в ванной: «Ты очень-очень больна и больна уже давно».
Вообще, самое сильное место книги - именно дополнительные источники. Благодаря им биография получилась объемистой - более 500 страниц, почти что научный труд. На исследование источников автор потратил более 10 лет, среди них - выдержки из документов ФБР, обнародованные в 2006 году, вырезки газет 50-х годов, репортерские заметки, а главное - неизданная переписка Мэрилин Монро.
Понятно, что рейтинг ожиданий у книги был весьма высокий, тем более что сам автор обещал «сенсационные открытия и невиданные откровения». Правда, один из рецензентов биографии Лори Лейбович в издании Slate подчеркивает, что «истинные знатоки творчества Монро ничего нового и сенсационного в этой книге не откроют». «Однако, - указывает далее рецензент, - эта книга дает погружение в трагедию обычной женщины, которую Тараборрелли называет «бравым солдатом», втянутым в разрушительную войну с самим собой».
«Почему эта биография может быть интересной? - спрашивает сам у себя Лейбович. - Потому что она написана не в тех избитых романтических выражениях самобичевания, идеализирующих Монро, а говорит в строгом тоне с теми, кто ее уничтожил».
«Доктор смерть» оправдан
Всего о Монро вышло более 300 книг, и практически все авторы (включая наиболее известных: Норманна Мейлера, Глорию Стейнем, Джойса Кэрола Оутса) пытались сфокусироваться на причине гибели Монро и на смысле ее недолгой жизни. Тараборрелли же как заправского фрейдиста наиболее интересуют отношения актрисы со своей матерью Глэдис Бейкер, которой был поставлен диагноз «параноидальная шизофрения». Подобное для ребенка пройти бесследно не могло: по данным Тараборрелли, в юности Монро «слышала голоса», ей казалось, что она следует за ними. «Это может означать, что ее психоз предшествовал ее восхождению на звездный олимп и, возможно, стал причиной зависимости от медицинских препаратов», - заключает журналист.
«Но меня лично интересует в психическом заболевании Монро другое, - замечает Лейбович. - А именно: ее немного ортодоксальные отношения с Ральфом Гринсоном, психиатром, наблюдавшим ее накануне смерти».
Гринсон был выдающимся специалистом своей эпохи, среди его знаменитых пациентов - Фрэнк Синатра, Вивьен Ли, Тони Кертис. Также он является автором книги «Техника и практика психоанализа», из которой выросла целая школа. По мнению Гринсона, его пациентка, тревожимая своим одиночеством в детстве, могла бы компенсировать утрату только в окружении крепкой семьи. Поэтому аналитик решил «лечить» Монро собственной семьей: она часто проводила вечера с Гринсонами, оставалась на ужин и ночевку в их доме. Но именно Гринсона многие специалисты упрекают в скоропостижной кончине актрисы.
«В 50-60-х годах все передовые методы лечения в области психических заболеваний были испробованы, - пишет Тараборрелли. - Методы Гринсона были жестко раскритикованы его коллегами, его презирали друзья Монро, многие из них полагали, что доктор манипулировал актрисой. Одна из близких подруг Мэрилин - Пэт Кеннеди - предположила даже, будто Гринсон «сглазил» актрису».
Как бы там ни было, Гринсон действительно был чересчур уж участлив в жизни Монро. Он даже нанял к ней домработницу, которая должна была сообщать ему обо всех отклонениях в поведении пациентки. Более того, психиатр начал вмешиваться в профессиональную жизнь актрисы, в переговоры со студиями и режиссерами.
В частности, это коснулось съемок фильма с говорящим названием «Что-то должно случиться». В те времена Монро уже была в депрессии и серьезно увлеклась сильнодействующими препаратами. Она опаздывала на съемки, а если приходила, то «в нерабочем состоянии». В итоге компания 20th Century Fox расторгла с актрисой все соглашения, а сам фильм так и не был завершен. При этом Гринсон продолжал уверять продюсеров, что с Монро все в порядке, что «она придет вовремя и отработает на все сто».
Эта история впервые была обнародована в августе 2005 года, когда Los Angeles Times опубликовала статью о нахождении «секретных аудиозаписей Монро», предположительно, сделанных для Гринсона незадолго до смерти актрисы. История вышла шумной. Так, после публикации был вновь опрошен прокурор Лос-Анджелеса Джон Майнер, расследовавший в свое время дело о смерти Монро.
Майнер, которому сейчас более 90 лет, рассказал, в частности, что Гринсон дал ему эти пленки с одним условием: никогда не обнародовать их содержимое. И Майнер хранил обещание больше 30 лет. Ровно до того момента, пока не пришлось встать на защиту самого Гринсона, когда один из биографов Монро вновь обвинил психиатра в смерти актрисы, утверждая, что «доктор смерть» прописал ей снотворное, которое в комбинации с уже принятым намбутином (еще один вид снотворного) привело к летальному исходу.
Меж тем на пленке сама Мэрилин очень тепло отзывается о Гринсоне, что привело в смятение его противников. «С тех пор как ты впустил меня в свой дом, вместо пациентки я чувствую себя твоей дочерью. Я знаю, что это неправильно, потому что я твоя пациентка, но, может быть, когда ты меня вылечишь, ты меня удочеришь», - говорит Монро.
Она его воспринимала как отца и учителя. В настоящий же ступор биографов ввела фраза Монро о том, что Гринсон «научил ее получать удовольствие от интимной близости с мужчинами».
Подробностей не последовало. Психиатр умер в 1979 году, а все свои документы, касающиеся лечения кинозвезды, поместил в архив Калифорнийского университета, где они останутся неприкосновенными вплоть до 2039 года.
В связи с этим рецензент Лейбович призывает отказаться от поисков виновников в гибели Монро (помимо Гринсона пресса также подозревает мафию и спецслужбы, которые могли исполнить приказ братьев Кеннеди, боявшихся огласки сексуальных связей с актрисой). По его мнению, новая биография «не даст ответов», но если есть намерение «что-то искать», то следует это делать в ключевой, по его мнению, фразе: «Эта девочка очень-очень больна». Диагноз матери - «параноидальная шизофрения» - был поставлен и ей.
«Всю свою жизнь я играю Мэрилин Монро. Я создала имитацию самой себя», - пожаловалась как-то актриса режиссеру Генри Хэттуэю. Все ее усилия поменять направление своей карьеры, как пишет Тараборрелли, стали репетицией самоубийства.
«Ей хотелось одного - убить Мэрилин Монро», - цитирует автора Guardian. И напоминает, что Гринсон в свое время сожалел о госпитализации Мэрилин в психиатрическую клинику: «Я жалею, что не смог помешать этому, так как я знал, что она там не выживет во второй раз».