«Подъехали, кидают камни по крышам и по окнам, – рассказал источнику один из родственников Голоскокова. – Нам позвонили: «Женьку бьют!» Приезжаем. Только успел загнать во двор машину – бежит организованная толпа, приехавшая на 28 легковых автомобилях. Это стадо добежало до двора, а нас – человек 15. Женщины наши вышли, стали расспрашивать, зачем они приехали. А они: «Вы что, не знали, с кем вы имели дело? Вы что бьете кумыков? Мы вас, русских, закопаем!» У всех в руках – железки, хотя бы один с пустыми руками!»
Кумыки – третья по величине народность в Дагестане. Начиная с 1939 года, проживают практически во всех городах и районах Дагестана. Основная территория их расселения – на Терско-Сулакской низменности и в предгорных районах. В дореволюционном Дагестане значительная часть кумыкского населения была неграмотна.
В Северной Осетии, согласно переписи населения 1989 года, их численность составила 9500 человек (1,5%). А в 2002 году эта цифра уже составила 12 700 (1,8%). Сейчас же, по разным данным, численность кумыков в Северной Осетии колеблется от 15 до 17 тыс. человек.
Очевидцы говорят, что оборонявшимся встречать непрошеных гостей было нечем. Только у Голоскокова имелся травматический пистолет, да и то он стрелял в воздух. Но тут не пистолет, а травматический пулемет пришелся бы впору, если бы таковые существовали.
Страсти накалились из-за того, что накануне Голоскоков сделал замечание группе кумыков. Их было, по словам очевидцев, человека 3–4, которые в позднее время (после 22 часов) распивали спиртные напитки, ругались и слушали громкую музыку через бумбокс прямо под его окнами.
Другой очевидец рассказал источнику, что дебоширы, прибывшие в Троицкую из североосетинского села Кизляр, где проживают преимущественно кумыки, «вели себя организованно, дерзко и вызывающе. После словесной перебранки приехавшие избили хозяина дома, накануне сделавшего замечание кому-то из них. Однако на помощь поспешил отец парня, родственники и соседи. Группа ретировалась, но вскоре к месту происшествия прибыли еще от 5 до 10 автомашин. Государственные регистрационные номера их были скрыты черной пленкой. Действовали приехавшие слаженно и решительно. У свидетелей сложилось впечатление, что это «подкрепление» было готово и ожидало неподалеку. В ходе нападения хозяину дома проломили голову. Некоторые из тех, кто встал на его сторону, также получили серьезные травмы – переломы ребер и рук».
Хозяева пытались позвонить в местное УВД по телефону 02, но после того, как милиционеры узнали, что на месте орудуют кумыки, трубку телефона больше не поднимали, оставив тем самым гражданских жителей без защиты. Впрочем, в конце концов, после долгих «уговоров», правоохранительные органы приехали к шапочному разбору.
Так в чем же неординарность данной ситуации? В кумыках. Местные жители говорят, что они живут по принципу клановости и круговой поруки, держатся агрессивно, демонстрируют пренебрежительное отношение к русским и запугивают их. Стычки с кумыками уже бывали и в других окрестных русских селах. Везде они пытались устанавливать свои порядки.
На следующий день, 29 августа, в селе Троицком состоялось собрание общественности, в котором принимали участие несколько сот человек. Люди требовали оградить их от непрошеных гостей. Подобные факты в селе происходили уже неоднократно. На сходе решено принять обращение в вышестоящие инстанции, в котором будут сформулированы требования жителей села Троицкого по обеспечению общественной безопасности. В тот же вечер было принято решение: на базе местной казачьей общины возобновить работу добровольной народной дружины и совместно с правоохранительными органами проводить мероприятия по поддержанию правопорядка в селе.
В этот же день утром возле ОВД Моздокского района собрались кумыки, приехавшие на нескольких машинах вызволять своих задержанных за драку соплеменников. Звучали ультимативные речи, призывы к насилию и угрозы. В итоге через несколько часов основная часть погромщиков была на свободе, а в КВЗ осталось лишь 6 подозреваемых. Основной же, седьмой подозреваемый скрылся и находится в розыске.
А несколько членов семьи Голоскокова, включая его самого, оказались в больнице. У 10-летней девочки возникло заикание, и врачи пока не делают прогнозов относительно того, как скоро оно может пройти. Иногда оно проходит, а иногда – нет, и остается навсегда. А если не пройдет, кто ответит за травму, которая может испортить ребенку всю жизнь? Жители Троицкой не верят в то, что милиция может их защитить от кумыков. Они выставили вокруг станицы посты и охраняют ее. Такая получается «межнациональная дружба». Через день после случившегося, 30 августа, состоялось расширенное аппаратное совещание в администрации Моздокского района. Глава администрации В.Паринов потребовал от глав поселений совместно с представителями УВД наведения правопорядка в населенных пунктах района. Тем более что незваные гости уже пытались наводить свои порядки в Терской, Павлодольской, Луковской, Киевском и других населенных пунктах. Паринов заверил, что дело будет доведено до конца, и виновные понесут наказание по всей строгости закона.
Очевидцы, присутствовавшие на совещании, считают, что Паринов показал свою абсолютную некомпетентность. Он просто призывал остановиться и всем успокоиться, хотя ясно, что успокаивать надо кумыков. Не было выработано никакого плана действий. Также Паринов убедительно всех просил «не выносить сор из избы», т. е. не сообщать о данном происшествии никому выше республики, а лучше – вообще никому не сообщать (!). На этом же совещании выступали атаманы местных казачеств. Они констатировали панику среди русских и, как следствие, новую волну оттока русского населения из республики.
Местные жители говорят, что кумыки конфликтуют не только с русскими, но и с осетинами: «Кумыки – неуправляемые. Нападают, забирают телефоны. Мы молчим, но всему приходит предел. Это не сейчас началось. Потихоньку это давно уже происходит. То там избили, то там. Осетины примерно недели 2–3 назад дрались с кумыками, разборки в роще были. Чтобы все понять, достаточно выйти в город и полчаса там пробыть».
Русские считают, что конфликты происходят из-за того, что кумыков в этих местах стало слишком много. В прежние времена их было гораздо меньше. А теперь нарушен сложившийся национальный баланс населения.
И тут, отвлекаясь в сторону, сама собой вспоминается Москва. Уж так, как в столице нарушили национальный баланс, его, наверное, еще нигде не нарушали. Нужно ли ожидать чего-нибудь подобного и в Москве?
Но вернемся в Троицкую. Русские отмечают, что с осетинами у них отношения исторически складываются хорошо: «Кумыки – мусульмане. А осетины с нами и в одни храмы ходят, празднуем одни праздники, они – православные христиане. Осетины – это наши люди. Испокон веков – смешанные браки, я могу назвать сотни примеров».
Но и с кумыками отношения раньше тоже не были плохими. «Нечасто раньше такие случаи были, – заявил источнику председатель правления Славянского союза Осетии Владимир Писаренко. – С кумыками (по крайней мере, со старшим поколением) всегда были хорошие отношения. Даже в свое время кумыки пытались вступить в казачество. Они выходили с таким предложением, но им отказали. А вот молодежь пошла иная совсем. Вот и здесь молодежь задержали. Они чувствуют безнаказанность. Это – общая болезнь, то же самое и в Кабарде происходит».
Значит, в среде кавказской молодежи ширятся антирусские настроения. Кто же их распространяет? Ответа на этот вопрос нет, но сдается нам, что дело не обходится без экстремистски настроенных религиозных деятелей. Это представляется тем более правдоподобным, что практически все наблюдатели отмечают растущую религиозность кавказской молодежи, омоложение состава «молящихся», да и муфтии об этом говорят. Одни только наши власти ничего не замечают.
А милиция «радует» общественность сообщениями на своих сайтах вроде этого, из которого ничего не ясно: «В станице Троицкой Моздокского района произошла массовая драка. Агрессивно настроенная толпа молодых людей избила четверых станичников, которых с различными травмами доставили в Моздокскую больницу. Столь вопиющий инцидент взбудоражил общественность района. Как позже выяснилось, замечание, сделанное ребятам по поводу их недостойного поведения, вызвало негативную реакцию, вылившуюся в массовый поход. По словам очевидцев, на следующий же день незваные гости прибыли на десятках автомашин, вооруженные дубинками, железными прутьями, монтировками, деревянными палками. Злоумышленники учинили массовое хулиганство, а потом пытались скрыться с места преступления. Свидетели запомнили номера трех машин, на которых скрылась часть нападавших. Ориентировка была передана всем КПП района, а также всем взаимодействующим силовым структурам. Через некоторое время указанные автомашины были задержаны. В них оказалось 15 молодых людей, четверо из которых – несовершеннолетние. Все они были доставлены в райотдел. Возбуждено уголовное дело по ст. 213 ч. 2 «Хулиганство». Создана группа следователей, которая уже работает по данному делу».
Что это за молодые люди? Они местные, или приехали из-за границы, или прилетели с Марса? Почему о них сообщают только то, что они были «агрессивно настроены»? Какие это «различные травмы», полученные пострадавшими? В чем состояло «недостойное поведение» хулиганов? Они плевали на пол или мочились на площади? Где были милиция и ГАИ, когда караван автомобилей ехал в Троицкую на погром? Их же видно за версту. Неужели не дотумкали, что сейчас что-то начнется?! Ох, дождутся наши неповоротливые власти, что на Кавказе тихой сапой сформируется полностью враждебное нам общество…