Однако так ли это? Или же утечки – это, в сущности, лишь часть тщательно организованной американским правительством интриги?
О содержании опубликованных документов стоит задуматься. Саудовская Аравия, оказывается, хочет, чтобы Америка отсекла голову иранской змеи. Египетский президент Хосни Мубарак говорит, что «всем известно», что Иран поддерживает терроризм, «но если я заявлю об этом публично, может возникнуть опасная ситуация». В своих телеграммах американские дипломаты крайне неодобрительно отзываются о Хамиде Карзае и его родственниках.
В чем может состоять смысл такой операции? Во-первых, эти документы помогают успокить американцев, демонстрируя им, что власти все прекрасно понимают. Президент Обама не может открыто назвать Карзая патологически коррумпированным психом, но и он, и его эмиссары очевидно так думают. У них также нет никаких иллюзий в отношении Ирана или Северной Кореи. Таким образом, разрушается миф о наивности и некомпетентности Обамы. Это первый повод для администрации тайно одобрять утечку.
Однако дело не только в этом. Большинство процитированных в документах WikiLeaks иностранных лидеров говорят вполне очевидные вещи. Уже много лет понятно, что Саудовская Аравия и прочие умеренные страны Ближнего Востока были бы рады, если бы Америка и Израиль нанесли сокрушительный удар по иранским муллам. Однако они боялись заявить об этом публично. Теперь WikiLeaks сделал это за них. Одновременно администрация Обамы наращивает психологическое давление на Тегеран. Напомним, что на днях был убит один из ключевых иранских ученых-атомщиков. Смысл послания ясен: тем, кто работает на режим, придется за это заплатить. Возможно, в течение года на WikiLeaks появится информация о том, что убийство организовал «Моссад».
Сейчас американское правительство слишком активно засекречивает свои документы. Именно против этого выступал покойный сенатор Дэниел Патрик Мойнихан (Daniel Patrick Moynihan), именно с этим отчаянно борется Стивен Афтергуд (Steven Aftergood) из Федерации американских ученых. Возможно, WikiLeaks – это просто способ обойти ограничения. Почти официально высказать угрозы, притворяясь при этом, что сожалеешь о нарушении секретности, – это сильный ход. Если дела действительно обстоят так, значит Обама намного коварнее, чем кто-либо мог предположить.