Очередная стратегия борьбы с алкоголизмом в России заложена в законопроекте, прошедшем вчера слушания в ГД. Проект подразумевает ограничение объёма тары для алкоголя, обязательное нанесение предупреждающих надписей, а также возможность вводить полный запрет на продажу спиртного в отдельных регионах. Естественно, у такой кардинальной меры нашлись как сторонники, так и ярые противники.
Не днём, так ночью
Согласно статистике, около 40% россиян можно отнести к «сильно пьющим» или злоупотребляющим алкогольными напитками; 2% являются алкоголиками в узкомедицинком смысле; совсем не пьют спиртного около 40 миллионов россиян, однако, по данным экспертов, подавляющее большинство трезвенников составляют... дети. Кстати, 11,5 тысяч детей употребляют спиртное. Около 80% из них делают это каждый день.
Такие ужасающие цифры регулярно всплывают на всевозможных форумах, встречах и совещаниях. Пока что ответной реакцией правительства стало повышение акцизов на алкоголь и установление минимальной розничной цены на крепкие алкогольные напитки. Кроме того, во многих регионах запрещена продажа крепкого спиртного ночью, однако это не мешает всем желающим приобретать лёгкие алкогольные коктейли или пиво. Причём основная масса потребителей этих напитков — дети и подростки.
Другой способ обойти запрет — заказать напиток в Интернет-магазине или зайти в любой ночной бар или кафе. Да и постановление о минимальной цене на водку нарушается повсеместно — ведь проверять все мелкие дворовые магазины (в которых, в основном, и «отовариваются» заядлые любители) каждый день невозможно. Обо всём этом эксперты предупреждали ещё до того, как соответствующие постановления были приняты, и тем не менее это не стало поводом отказываться от них. Хотя бы потому, что повышенные алкогольные акцизы дали хоть малый, но приток средств в дефицитную государственную казну. Так что останавливаться на достигнутом законодатели не стали.
Что новенького
Новый проект предполагает более жёсткие меры по борьбе с пьянством — в частности, он даёт местным администрациям право ограничивать условия и время продажи спиртного в регионе и даже запрещать его полностью, то есть вводить так называемый «сухой закон». Кроме того, закон запрещает распивать алкоголь вблизи детских садов, образовательных и медицинских заведений.
Объём выпускаемой тары для алкогольных коктейлей предлагают ограничить до 0,33 литра, а 20% этикетки производитель должен будет отдать под предупреждение о вреде потребления алкоголя. Но. Довольно странно выглядит предложение размещать это предупреждение... на задней поверхности бутылки. То есть на прилавке грозной надписи от Минздрава видно не будет.
Не забыли законодатели и про самого спорного участника алкогольного рынка — пиво. Проект предполагает введение обязательного лицензирования производства и оборота этого напитка, что должно отразиться и на его качестве, и на его цене. Однако производители пива, в свою очередь, уверены, что последствием введения лицензирования станет только рост коррупции и исчезновение мелких пивоварен. Рынок будет монополизирован крупными компаниями, и, соответственно, они будут диктовать ценовую политику и задавать качественную планку.
Мощнее, ещё мощнее
И, наконец, ещё один пакет предложений в рамках проекта направлен на борьбу с подпольным рынком крепкого алкоголя. Изменения коснутся даже не продажи, а производства спирта, ведь именно на этой стадии надо начинать контроль, считают в правительстве. Так, по подсчётам авторов проекта, завод по изготовлению спирта может быть рентабелен только при загрузке более 70% мощностей; однако в России большинство подобных предприятий работает лишь на 30-35% своей производительности. В отдельных регионах этот показатель не превышает и 3 процентов, а водочные заводы в среднем используются лишь на 25-27%.
Однако это вовсе не означает, что заводы простаивают, посчитали законотворцы. Просто бОльшую часть своей продукции они не декларируют и, в обход налогов, отправляют товар на подпольный рынок. Если новый закон будет принят, такая возможность отпадёт, поскольку обязательную мощность работы завода будет устанавливать правительственная комиссия. Скорее всего, планку определят на уровне 70%, а в этом случае многие мелкие заводы будут вынуждены просто. Последствия называют разные: от монополизации рынка и роста цен на спирт, до почти полного исчезновения контрафакта. Но, в любом случае, авторы проекта ждут, что он поможет контролировать выдачу акцизных марок, а это увеличит поступления в бюджет примерно на 10 миллиардов рублей, сообщает РГ.