Вторую после Люксембурга строчку в «пьяном рейтинге» занимает «пивная» Чехия. Следом идет маленькая, но гордая Эстония. Порой складывается ощущение, что даже высшее руководство этой страны далеко не все решения принимает на трезвую голову. По крайней мере когда речь идет о сносе памятников…
Чуть-чуть не дотянула до «пьедестала почета» Германия. Значительно отстала от партнеров по ЕС «винная» Франция. Но даже средний британец сейчас выпивает в год и то больше, чем средний россиянин – примерно 9,29 литров. Это 16-й показатель в мире. К тому же на Туманном Альбионе очень остро стоит проблема пьянства в подростковой среде. По этому показателю молодые подданные британской короны впереди всего Старого Света. И «зеленый змий» с каждым годом обвивает их все туже.
«Для жителей Великобритании употребление алкогольных напитков является важным социальным фактором, – говорит РБК daily переводчик и преподаватель МГИМО Елена Яблокова. – Не пропустив пару кружек пива в пабе или не пригубив несколько рюмок виски, они просто, бывает, с трудом общаются друг с другом в силу менталитета, характерными чертами которого являются некоторая сдержанность и замкнутость». Впрочем, удивляться тому, что британцы в среднем пьют меньше, чем чехи или немцы, не следует. Ведь в этих европейских странах пиво испокон веков является «напитком номер один» и пьется не в качестве катализатора общения, а зачастую просто для утоления жажды и повышения тонуса.
Стоит заметить, что практически во всех опережающих Россию европейских государствах существует устойчивая тенденция к росту потребления алкоголя. Между тем утверждение, что россияне употребляют алкоголь в значительно больших количествах, чем «просвещенные» европейцы, до сих пор весьма популярно на Западе. Разубедить обычного европейца или американца из глубинки в том, что россиянин не обязательно носит шапку-ушанку, держит дома ручного медведя и каждый день ходит пить водку на Красную площадь, обычно очень сложно. Данный стереотип активно культивируется в зарубежных СМИ, кинофильмах и книгах про Россию. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть прошлогодний фильм Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт» или открыть последний роман скандально известного французского писателя Фредерика Бегбедера «Идеаль». И там, и там главными героями являются россияне, и алкоголь на них льется рекой.
Что характерно, в тех странах, где к России традиционно относятся с симпатией, обычные люди имеют вполне адекватное представление о взаимоотношениях русских с алкоголем. «У сербов есть поговорка – «пьет, как русский», – сообщил РБК daily глава консалтингового агентства GO! Саша Савичевич. – Но она не значит, что человек страдает алкоголизмом. Просто у нас традиционные напитки мягче на вкус, и пьем мы их маленькими рюмочками. А русская водка – жестче». По словам г-на Савичевича, казаки во время русско-турецких войн в конце XIX века, в которых русские сражались плечом к плечу с сербами, выпивали положенную им по уставу дозу «горькой» одним глотком. Отсюда и пошло это выражение.
Но в большей части западного мира образ «невежественного, грубого и пьяного русского варвара» разоблачать никто не спешит. Более того, его использование, если судить по некоторым публикациям во влиятельных английских изданиях The Times или The Telegraph, активно поощряется. Ведь приписывание гражданам стран, являющихся политическими или экономическими конкурентами ЕС и США, гипертрофированных пороков является частью информационной войны.