О Дмитрии Медведеве - на прошлой неделе исполнился год его пребывания на посту президента - часто говорят, что он 'царствует, но не правит'. Многие наблюдатели считают, что на деле страной по-прежнему руководит бывший президент и нынешний премьер Владимир Путин. Однако в связи с постепенным усилением позиций Медведева возникает возможность, что в 2012 г. он будет баллотироваться на новый срок - хотя считается, что Путин, которому конституционные положения не позволили переизбраться на третий срок в 2008 г., хочет снова встать у руля.
До сих пор наиболее вероятный сценарий заключался в том, что Медведев -протеже и лично отобранный преемник Путина - просто играет роль 'блюстителя' президентского кресла, и освободит его для 'хозяина' либо в 2012 г., либо даже досрочно. Однако ситуация полностью изменилась из-за прошлогоднего конфликта с Грузией и экономического кризиса.
Несоразмерный ответ России на провокацию Тбилиси в Южной Осетии был по сути 'путинской войной'. Именно премьер координировал ответные меры Москвы в связи с попыткой грузинского лидера Михаила Саакашвили восстановить контроль над этой 'отколовшейся' провинцией военными средствами. Более того, риторика Путина относительно высокомерия США с их концепцией 'однополярности' и 'двойных стандартов' в политике ЕС способствовала стремительному ухудшению отношений между Востоком и Западом - самому серьезному с момента прихода к власти Михаила Горбачева в 1986 г.
Партнеры
Конечно, Медведев поддержал решение о военных действиях и решительно выступил за признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Однако, в отличие от воинственного подхода Путина, Медведев стремился к дипломатическому урегулированию конфликта и согласился с посредничеством ЕС. Кроме того, он предложил заключить новый общеевропейский договор в сфере безопасности, призванный разрешить этот и другие 'замороженные конфликты' на постсоветском пространстве.
Одновременно экономический кризис подорвал основы путинской 'вотчинной' системы - сращивания власти и собственности на основе монопольного государственного владения основными ресурсами. Путин руководил группой олигархов, вознагражденных за преданность долей национального богатства - а именно контролем над крупнейшими государственными корпорациями вроде 'Газпрома' и 'Роснефти', а также высокими государственными должностями. Вновь национализировав стратегические сектора народного хозяйства и совместив экономическое влияние с государственной властью, Путин лишил тех, кого считал нелояльными - например, бывшего владельца энергетического гиганта 'ЮКОС' Михаила Ходорковского - активов и политического влияния, и одновременно воссоздал и укрепил централизованную 'вертикаль власти', вершиной которой стал Кремль.
Это был явный разрыв с политикой его предшественника Бориса Ельцина: по сути Путин заменил коррумпированный олигархический капитализм ельцинской эпохи коррумпированным бюрократическим капитализмом, ''вотчинным' слиянием государственной власти и материального богатства', как выразился эксперт по России, профессор-экономист Роберт Скидельский (Robert Skidelsky). Мировой финансовый кризис, резкое падение цен на энергоносители и другое сырье не только продемонстрировали непрочность экономического положения России, но и подорвали политическую базу премьера.
После вступления в должность в мае прошлого года Медведев, не мешкая, начал заменять ключевых чиновников, обязанных своим положением Путину, собственными назначенцами - это коснулось, в частности, главы ФСБ (преемницы КГБ), и других высокопоставленных руководителей в госаппарате и контролируемых государством корпорациях. Тот факт, что молодой президент лучше предшественника разбирается в экономических вопросах и регулярно критикует антикризисные меры правительства, позволяет предположить, что Медведев добивается на президентском посту реальной власти и не боится разойтись во мнениях со своим премьером.
Пока что Медведев и Путин действуют как одна команда, в которой первый играет роль 'доброго следователя', а второй 'злого'. По словам кремлеведов вроде Глеба Павловского решения о том, кто станет в 2012 г. кандидатом в президенты от правящей партии 'Единая Россия', которую теперь возглавляет Путин, пока не принято. Невелика и вероятность того, что Медведев воспользуется своими конституционными полномочиями, чтобы отправить премьера в отставку. В распоряжении Путина - голоса двух третей депутатов Думы, что позволяет ему инициировать процедуру импичмента президента.
Поскольку система, созданная Путиным, основывается на его личном патронаже, Медведев не станет наносить превентивного удара по своему наставнику. Однако, по мере того, как укрепляется его контроль над внешнеполитической и экономической сферой, у президента появляется больше возможностей, чтобы самостоятельно определить собственное политическое будущее. Если ему удастся стабилизировать экономику и сократить зависимость от энергетического сектора путем диверсификации народного хозяйства, он станет фаворитом президентской гонки в 2012 г. Улучшение отношений с США и ЕС также улучшит его имидж внутри страны, поскольку большинство россиян не хотят, чтобы она оказалась в самоизоляции.
Главная задача Медведева состоит в разработке стратегической концепции, позволяющей обеспечить модернизацию страны в соответствии с российскими традициями - высокой культурой, передовой наукой и социальной солидарностью. Стране требуется особая модель социально-экономического развития, способная увеличить темпы экономического роста и повышать уровень жизни за счет поощрения широкого спектра видов производственной деятельности - от внедрения высоких технологий в промышленности до создания современной инфраструктуры и эффективного сельского хозяйства.
Все это не приведет автоматически к либерализации политической жизни, утверждению главенства закона и более тесному сотрудничеству с Западом. Однако с точки зрения интересов России и всего мира второй президентский срок Медведева выглядит предпочтительнее, чем третий срок Путина.
Адриан Пабст - преподаватель Ноттингемского университета и научный сотрудник люксембургского Института европейских и международных исследований
inosmi