По утверждениям экспертов, системы безопасности российских станций одни из наилучших в мире.
Авария на японской «Фукусиме» заставила россиян крепко задуматься о том, не может ли подобное случиться и у нас. В России 10 атомных станций, и каждая из них расположена с довольно-таки крупным населенным пунктом. К тому же, история нашего «мирного атома» пережила чернобыльскую катастрофу. Насколько в принципе безопасна ядерная энергетика? Шутки с атомом плохи. Так что, что ли вообще ее развивать? Я надеялся найти ответы в Ростовской области, на Волгодонской АЭС.
Станции находятся в безопасных зонах
В какой-то момент Волгодонск охватила форменная паника. Тогда пошли слухи о возможной аварии на местной АЭС. Слухи охватили соседние города и села. Население бросилось скупать в аптеках йод, закупоривать окна, каждый запирался и без особой нужды старался не выходить на улицу. Как оказалось, беспокойство вызвали учения по гражданской обороне, на которые народ отреагировал как на вполне реальные события. Тогда на станции не было никакой нештатной ситуации. А вот в этом году – авария на японской атомной станции.
Главный инженер Ростовской АЭС Андрей Сальников уверен, что катастрофы, подобной японской, в России в принципе не может случиться. Он говорит, что там все системы безопасности сработали, как положено. Реакторы автоматически остановились во время землетрясения, сразу же были включены аварийные дизель-генераторы, задача которых состояла в дальнейшем охлаждении воды. И до волны цунами они продолжали выполнять свою работу еще час-полтора. Именно волна вывела их из строя. Даже землетрясение в 9 баллов станция выдержала. И продолжала бы работать в нормальном режиме, если бы не цунами.
Но вот в России даже теоретически не может быть цунами в районе какой-либо станции. Точно так же не может быть и землетрясений возле российских АЭС. Все они находятся в сейсмически безопасных зонах. Перед возведением атомной станции Институт физики Земли каждый раз проводит научные изыскания, а к строительству приступают, лишь получив его заключение.
Инженеры Ростовской АЭС утверждают, что даже если предположить ошибочное заключение геофизиков и случай землетрясения там, где его не должно быть, то российские атомные станции готовы к этому. Андрей Сальников привел в пример системы безопасности на Ростовской АЭС, которые автоматически отключат реактор в случае толчков, превышающих 6 баллов по шкале Рихтера.
Армянская АЭС – единственная из атомных станций на территории бывшего СССР, пережившая такое испытание, - в 1988 году устояла при спитакском землетрясении. Она до сих пор работает.
В реакторном отделении атомной станции – 1000 мегаватт ядерной энергии. Сотрудники при проведении плановых ремонтных работ меняют на новые все отработанные тепловыделяющие элементы.
АЭС напоминает то ли скороварку, то ли самогонный аппарат
Чтобы самим на все посмотреть, отправляемся в реакторное отделение – самое сердце атомной станции. Как правило, журналистов туда не пускают, для «Комсомолки» все же сделали исключение. Один реактор не работает, он на плановом ремонте, проводящемся каждый год. Сопровождавший нас сотрудник станции объяснил, что дело тут не в поломках, а в потребности замены отработанного ядерного топлива и прочих процедур, например, нужно поменять местами кассеты, содержащие топливо, ведь они сгорают по-разному центре или по бокам реактора. Очень похоже на то, как бабушка перекладывает пирожки в духовке, чтоб не пригорали. Я пошутил по этому поводу. А работник АЭС признал, что принцип действия реактора больше напоминает скороварку или самогонный аппарат.
Большинство российских станций оснащено реакторами типа ВВЭР-1000 (расшифровуется как водо-водяной энергореактор на 1000 МВт). В двух словах не получится объяснить устройство атомной станции. Но попробовать стоит. Реакторы типа ВВЭР используют двухконтурную схему. А вот на «Фукусиме» - одноконтурный реактор, что и спровоцировало проблемы с его охлаждением. А радиоактивная вода в этой чрезвычайной ситуации стала попадать в океан.
Реакторы того же типа, что и на Чернобыльской АЭС, - РБМК-1000 – еще действуют на некоторых станциях. Однако, по заверениям экспертов Росатома, после катастрофы было вложено немало сил и средств в их модернизацию. С тех пор на обеспечение систем безопасности при сооружении станции приходится до 40% всех затрат.
Сальников рассказал, что на станции задействованы три канала системы безопасности, дублирующих друг друга. Это сделано на случай, если один находится в ремонте, а второй имеет какой-то необнаруженный ранее дефект, вот тогда и сработает третий канал.
О барьерах безопасности
Если атомщикам задать вопрос о возможности аварии на АЭС, они честно отвечают, что авария произойти может, и вероятность этого составляет 10 в минус восьмой степени. Дело в том, что атомная станция имеет несколько эшелонов защиты – 4 герметичных барьера безопасности. Ядерное топливо содержится в «таблетке». В ней же остаются и все продукты распада. Если вдруг они каким-то образом окажутся снаружи, то выйти дальше им не даст оболочка тепловыделяющего элемента. Этот уровень – второй. На третьем уровне – замкнутый герметичный контур (корпус реактора). В нем находятся все тепловые элементы. А четвертый эшелон обороны – железобетонная конструкция со стенками толщиной до 120 сантиметров, называемая контаймент. В нем реактор – как внутри матрешки.
Так что, не стоит поддаваться эмоциям и закрывать все атомные станции от греха подальше. Если сравнить эту фобию с боязнью ездить в лифте или летать на самолете, то, по этой логике, нужно отменить авиацию и убрать в домах лифты. Так же и со станциями. Отрасль атомной энергетики дает энергию, намного более дешевую, чем могут предоставить другие ее собратья. Это очень важно для экономики. На бытовом уровне, если бы не работа атомных станций, мы существенно больше платили бы за свет. Закономерно, что и в развитие отрасли, и в разработку новых систем безопасности и типов реакторов вкладываются огромные средства. Атомная энергетика ушла далеко вперед со времен Чернобыля.
С помощью беспилотного аппарата в субботу был сделан снимок разрушений четвертого энергоблока станции «Фукусима-1». На нем слева - поврежденные конструкции реактора, а справа – турбина, выведенная из строя. Компания ТЕРКО, оператор АЭС, надеется стабилизировать ситуацию на «Фукусиме-1», в лучшем случае, через 6-9 месяцев.