Видео смотреть бесплатно

Смотреть казахский видео

Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Как организовать дефицит бензина в нефтедобывающей державе

Как организовать дефицит бензина в нефтедобывающей державеОт плановой экономики мы поимели дефицит, а от рыночной – доморощенных миллиардеров.

Бензин в ряде российских регионов становится дефицитным товаром. Это происходит в полном соответствии с законами экономики, которые отечественная бюрократия постоянно пытается игнорировать. За что расплачиваться приходится рядовым гражданам великой энергетической державы.

Газеты уже пару недель писали о нехватке бензина в разных регионах. К примеру, россияне с изумлением читали, что 23 апреля резко ограничили продажу бензина два крупнейших региональных оператора рынка в Алтайском крае. Автозаправочные станции компаний «Газпром нефть» и Роснефть (кстати, обе – почти госкомпании), стали отпускать лишь по 20 литров бензина на машину и только для владельцев дисконтных карт. Многие другие операторы края остановили продажу топлива.


Проблема была признана официально 25 апреля на совещании руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России с представителями Российского топливного союза (РТС). Президент РТС Евгений Аркуша сказал прилюдно: «Наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива».

На следующий день премьер-министр Владимир Путин поручил компетентным ведомствам доложить ему о причинах дефицита бензина. Мгновенно ФАС объявила о начале комплексной проверки топливного рынка. В среду засуетилась прокуратура и выслала проверяющих в нефтяные компании.

Стали появляться комментарии участников рынка и экспертов о причинах явления. В общем их можно свести к трем позициям.

Первая: нехватка бензина – следствие попыток власти вручную командовать ценами. Торговать себе в убыток операторы не хотят.

Вторая (исходит из первой): компании предпочитают продавать продукт за границу, т. к. там больше платят.

Третья: дефицит создают вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) путем ограничения отпуска нефтепродуктов, прежде всего независимым продавцам.

Чтобы понять, что же случилось у нас с бензином, стоит разобрать каждую из названных причин дефицита поподробнее. Начнем с третьей – про монополии, которыми фактически являются наши ВИНК, т. к. страна давно поделена между нефтяниками. Аббревиатура ВИНК означает компанию, которая сама добывает, сама перерабатывает, сама же и продает конечный товар (в нашем случае – бензин). Понятно, что психически здоровые люди будут стараться производить подешевле, а продавать подороже. Если к тому же они работают в малоконкурентной среде, то соблазн взвинчивать цены усиливается. Поэтому экономически здоровые общества вырабатывают законодательные ограничения алчности монополистов, в т. ч. обязывая их поставлять нефть или бензин независимым операторам по ценам, не превышающим или даже более низким (как было в Италии), чем своим родным продавцам.

О бензиновом кризисе мы узнали из сообщений с Алтая. Видимо, не случайно там полыхнуло первым. Проведенный Минэнерго анализ, как рассказал министр Сергей Шматко, показал, что в Алтайском крае до 70% розничного рынка занимают независимые операторы автозаправочных станций. Они снизили или приостановили закупку нефтепродуктов с нефтебаз, т. к. оптовые цены нефтебаз превышают розничные цены на АЗС крупнейших нефтяных компаний. Т. е. ВИНК начали «душить» независимых, само присутствие которых на «их» рынке раздражает. После из многих регионов стали поступать сведения, что крупные нефтяные компании отгружают нефтепродукты своим подразделениям, но не дают посторонним.

В экономически здоровых обществах такие проблемы решаются быстро и жестко – по закону. Попытки монополизировать рынки пресекаются столь серьезными штрафами, что психически здоровый предприниматель не станет даже думать об этом и в пьяном виде. У нас же все ждут окрика председателя правительства. Но пока он прикрикнет на один регион, катавасия начинается в другом.

Вторая причина тоже не придумана. По данным Минэнерго РФ, отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок в I квартале снизилась на 6,2% к аналогичному периоду 2010 года – до 7 млн тонн. При этом экспорт бензина в I квартале вырос на 50%, что соответствует 8,6% от поставок на внутренний рынок. Сегодня на экспорт поставляется от 70 до 80% нефтепродуктов, производимых в РФ.

Как должен вести себя нормальный продавец, если у него такой выбор: продать бензин дома по пять копеек или отправить в соседнюю деревню по рублю? Его естественный интерес – продавать дороже, иначе жена будет в полном праве объявить его невменяемым, упечь в желтый дом и переписать избу на себя. Но есть и общенациональный интерес – чтобы можно было купить бензин не очень дорого. Как его соблюсти? Известен, к примеру, такой способ: повысить вывозные пошлины. Не повышают, предпочитают уговаривать продавцов торговать с потерей прибыли. Почему?

А потому, наверное, что тогда понесут серьезные убытки другие «неприкосновенные» монополии: например, железные дороги, которые гонят цистерны. А главное – бюджет пострадает: ведь чем дороже, да еще за твердую валюту, продают нефтяники бензин, тем больше платят налогов.

А про бюджет нам все время твердят, что денег никак не хватает. Правда, однажды замминистра финансов Сергей Шаталов всполыхнул и сказал британскому агентству Reuters примерно следующее: да, будем душить малый бизнес налогами, задирать акцизы и поборы с граждан, т. к. обязывают нас финансировать разные спортивные состязания, переодевание ментов и прочие приятные мероприятия, без которых, по мнению финансиста, можно было бы пожить, пока не научимся соразмерять доходы и расходы.

Кстати, в цене российского бензина примерно 60% – это налоги и акцизы. Когда акциз повышали, то все экономисты говорили, что рост цены бензина неизбежен. Но когда начался рост, то прокуратуру напускают на продавцов. А может, стоит акцизы срезать?

Наконец – первая позиция, про попытку ручного управления ценами. В среду, 27 апреля, министр финансов Алексей Кудрин был вынужден признать, что к бензиновому кризису в регионах привело искусственное регулирование внутренних цен на ГСМ. С таким мы сталкиваемся не первый раз. Когда покойный ныне генерал Александр Лебедь в 90-е годы стал губернатором Красноярского края, то ему пожаловались на высокие цены на детское питание. Генерал был честным солдатом, но неопытным экономистом. И он просто приказал снизить цены. Через пару недель за питанием пришлось ездить в соседние регионы. Генерал Лебедь, кстати, свою ошибку имел смелость признать и исправить.

Ценам на лекарства власть уже который год кричит: «Стоять, гады!», а они на это чихают. Система управления ценами работала в СССР. Работала так: по госцене что-то приличное купить было почти невозможно, что десятилетиями объясняли временными трудностями и засухой в Заполярье. «С переплатой» добыть тоже было нелегко.

Тем не менее, миру известны две системы хозяйствования: советская (плановая) и ненашенская (рыночная). Самое любопытное в том, что это – абсолютно разные системы, что пора бы уже понять российским экономическим генералам. Сегодня мы наблюдаем попытку взять что-то из системы рыночной (объявить компании частными), но смонтировать с чем-то из системы плановой (управлять ценообразованием). Но эта попытка так же обречена, как усилия скрестить рыбу с коровой или ежа со змеей.

Однако примерно такой эксперимент по скрещиванию нескрещиваемого мы и видим. Вот и ответ на вопрос о том, как организовать дефицит бензина в стране, где топлива – хоть залейся. В итоге из плановой экономики мы поимели дефицит, из рыночной – доморощенных миллиардеров.

Кажется, пора решиться на что-то определенное. Или объединить все нефтяные компании в одну и подчинить напрямую Сергею Шматко, заодно создать Госкомцен, который будет рисовать цены и госплан, планировать производство и продажу всего. Или же упорно работать в организации конкуренции, чтобы природная алчность толкала продавцов всячески угождать потребителям, в т. ч. и ценовой политикой.

Автор Осипов Георгий
По материалам http://fintimes.km.ru
Избыток предложений снижает цены
Покупаем недвижимость во Франции
Мнение редакции RNNS может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

В связи с участившимся спамом в комментариях, мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии, либо войти на сайт под своим именем.



Комментарии:
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Смотреть онлайн бесплатно

    Онлайн видео бесплатно