Землетрясение с силой почти в 9 баллов, случилось 11 марта на северо-востоке Японии. В связи с этим, все четыре главных в Японии автомобильных концерна временно прекратили выпуск машин. Конвейеры Toyota на 12 заводах уже не работают с 14 марта. Также пока приостановили производство автомобилей компании Honda, Nissan (6 заводов, 4 из них откроются на днях) и Mitsubishi (3 завода, но они собираются уже сегодня возобновить производство). В результате природных катаклизмов на заводах Nissan в префектурах Фукусима и Тотиги вспыхнули пожары, а на заводе Honda в префектуре Тотиги из-за землетрясения обрушилась одна из стен предприятия, один человек погиб и 30 получили ранения.
С начала этой неделе в прессе появились сообщения, что в ближайшие дни на автомобильных рынках Приморья ожидается наплыв так называемых «топляков» - машин, затонувших в результате цунами. Многие эксперты не исключают возможности этого. Ведь такие машины вполне могут привозить из Японии под видом исправных, но просто поддержанных. Например, в Японии эти «утопленники» станут продаваться по цене лома, а в приморском крае их быстро почистят, отремонтируют, проведут сертификацию продукции, и потом выставят на продажу уже по более высокой цене. Ведь продавцам все равно, что через три месяца эксплуатации такие автомобили просто развалятся посреди дороги. Поэтому вряд ли стоит соблазняться дешевыми автомобилями, потом только дороже встанет его ремонт.
Но это только мнение некоторых экспертов. В основном, все же специалисты считают, в Японии в настоящее время вся инфраструктура в пострадавших районах вышла из строя, поэтому власти страны в первую очередь займется восстановлением нормального функционирования различных систем, а не продажей затонувших автомобилей. Экономисты уверены, что вряд ли эти «топляки» появятся на приморских авторынках в ближайшие месяцы. К тому же, их все равно сначала необходимо ремонтировать, поэтому даже если такое и произойдет, то еще не очень скоро. У японцев в настоящее время есть более важные проблемы. Тем более что порты, которые осуществляют отправку, и транспортные компании, занимающиеся перевозками автомобилей на аукционы, в настоящее время не работают пока в этом направлении. Сейчас японское правительство больше озабочено тем, как быстрее восстановить инфраструктуру страны. Если и будет вывоз машин из Японии, то, скорее всего тех, которые пострадали меньше всего, и в тех местах, где функционируют транспортные потоки. Однако этот процесс не будет иметь больших масштабов. Кроме того, собственники автомобилей купленных на аукционе в Японии и пострадавших в результате цунами, не смогут вернуть свои деньги обратно по страховке. Потому, что форс-мажорные ситуации – это не основание для страховых выплат. В настоящее время другие области производства не затронуты стихией, все порты продолжат работать в обычном режиме, так как в эти трудные для страны дни, Японии как никогда нуждается в дополнительных финансах.
Официальный дилер компании Toyota на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, ЗАО «Саммит Моторс Владивосток», сообщает, что на сегодняшний день работа в компании ведется в обычном режиме, хотя пока еще неизвестно когда будет восстановлено производство в Японии. Но у наших производителей пока есть необходимый запас запчастей и автомобилей, для того, чтобы продолжать свою работу, можно также получить на автомобиль сертификат Евро 4.
Также нет вероятности того, что произойдет подорожание цен на японские автомобили на приморских рынках. Также, возможно удастся избежать и дефицита автомобилей Тойота, так как существующего запаса должно хватить, как минимум, на два-три месяца. Кроме того, японцы пока не отменяли план поставок на апрель.
Также многие эксперты уверены, что максимум через месяц уже нормализуется производство автомобилей в Японии. Доктор экономических наук, профессор Михаил Терской утверждает, что автомобильная промышленность в Японии на сегодняшний день является идеальной моделью ведения бизнеса. Высокая конкурентоспособность японских автомобилей обеспечивается благодаря большим продажам по всему миру. Например, компания Toyota имеет малые и средние предприятия в России, Китае, Кореи, Малайзии, на Филиппинах и в Америки. Кроме того, все эти компании управляются из единого технологического центра. Корейская автомобильная промышленность не сможет конкурировать с японской, несмотря даже не все природные катаклизмы, которые обрушились на страну. Пока, что землетрясение и цунами может только немного сократить производство, но не вытеснить его. Невозможно, чтобы сразу и вдруг потребители поменяли свои вкусы.
Для того чтобы завоевать в Приморье своего покупателя, японские бизнесмены потратили примерно двадцать лет. Тем более что производство в этой стране обычно налаживается очень быстро. Пока будет сбой всего лишь месячных поставок, поскольку были разрушены портовые сооружения и склады, но скоро Япония вернет себе лидирующие позиции.