13 мая Госдума РФ должна была рассмотреть во втором чтении законопроект разработанный правительством России «Об обязательном техосмотре транспортных средств». Но буквально накануне Игорь Шувалов попросил еще двое суток на доработку законопроекта. В итоге рассмотрение законопроекта перенесли на17 мая – очевидно, что законопроект, предложенный на утверждение депутатам оказался сыроват. По поводу переноса даты рассмотрения Игорь Шувалов сказал следующее: «Мы заканчиваем дописывать законопроект, и закончим эту сложную и кропотливую работу завтра. Я уверен, что в понедельник мы будем готовы доложить по этому вопросу. Работа не завершена, и безрезультатно ее представлять в недоработанном виде. Мы будем до последнего нюанса отшлифовывать моменты». Если все пройдет достаточно гладко, в итоговом, третьем чтении законопроект могут принять 20 мая, и уже 1 июня он может быть подписан президентом Дмитрием Медведевым.
Но в, то, же время необходимо отметить, что, не смотря на перенос времени рассмотрения и утверждения нового законопроекта российские автовладельцы будут теперь жить по совершенно новым правилам. Так в новых поправках к документу указывается, что процедура техосмотра теперь возложена на операторов аккредитованных профессиональным объединением страховщиков, которые участвуют в продаже полисов ОСАГО. Предполагается, что после прохождения техосмотра владелец автомобиля будет получать на руки два свидетельства, одно из которых он должен передать в страховую компанию для оформления полиса ОСАГО. А все результаты техосмотра, включая диагностические карты, будут передаваться на хранение в Единый автоматизированный центр обязательного техосмотра.
Основная цель проекта закона – это предоставление страховщикам права выбирать операторов с кадровыми и техническими возможностями для проведения процедуры техосмотра и проводить проверки, включая выездные, если на оператора поступят жалобы. На операторах будет лежать и полная ответственность непосредственно перед владельцем автомобиля, а так же третьими лицами за ущерб, в случае его возникновения по причине не обнаруженных во время техосмотра неполадок. Если по причине подобного недостатка был нанесен материальный ущерб новому автомобилю, возмещение его будет возложено в равных частях на производителя или продавца автомобиля и оператора проводившего техническое освидетельствование.
Согласно заверения господина Шувалова с введением в обиход новых правил и изменений вся процедура прохождения техосмотра будет максимально упрощенной и будут разорваны бюрократические цепочки, которые до этого были настоящим бичом для российских автовладельцев. «По поручению президента Дмитрия Медведева, мы просчитываем эти совершенно обновленные подходы и предложения таким образом, чтобы максимально упростить процедуру для наших граждан. Нередко случается так, что мы продвигаем себя и других, исходя из добрых намерений, закон принимаем, а находятся некие лазейки, и граждан вновь начинают мучить различными бюрократическими процедурами и нередко вынуждают платить всевозможные подати. А задача следующая - не только сделать лучше, чем сейчас, но и изменить существующую ситуацию к лучшему», - уверяет Шувалов.
Крайне важным моментом является то, что новые правила прохождения техосмотра введут не сразу. Законопроект предусматривает вступление в силу с 1 января 2012 года, но на протяжении первых двух лет техосмотр можно будет проходить, как и прежде. Организации, аккредитованные российским ГИБДД для проведения процедуры техосмотра, смогут продолжать свою работу до 1 января 2014 года.
О реформе процедуры прохождения техосмотра говорят давно. Летом 2010 года законопроект представленный главой Комитета по транспорту Сергеем Шишкаревым был одобрен на рабочем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова с членами государственной комиссии по безопасности транспорта и дорожного движения, с учетом замечаний внесенных рабочей группой Минэкономразвития и ГИБДД. Законопроект даже прошел процедуру первого чтения в Госдуме в начале июля 2010 года.
Согласно проекту функции проведения техосмотра передавались из ГИБДД частным СТО. На пути принятия законопроекта стали сомнения высказанные президентом Дмитрием Медведевым, который указал на то, что подобная норма, несомненно, приведет к возникновению новых коррупционных каналов. Теперь Комитет Госдумы РФ по транспорту принял решение рекомендовать нижней палате парламента вернуться к рассмотрению и принятию законопроекта «Об обязательном техническом осмотре в РФ». В первых числах мая 2011 были проведены консультации по законопроекту между государственно-правовым управлением Президента РФ, Госдумой и правительством.
С момента после первого ознакомления Госдумы с законопроектом прошло девять месяцев. Что изменилось в документе по истечении столь длительного периода времени? Главное остается: техосмотр отменять никто не собирается. Останется ли он в существующем виде - неизвестно. Комиссия, которая занимается доработкой поправок при подготовке ко второму чтению законопроекта о возможности передачи государственного техосмотра из сферы ГИБДД в коммерческие, частные структуры, в которую входят представители правительства РФ и депутаты Госдумы, обсуждает более восьми вариантов связанных с упрощением процедуры ТО, сообщила в интервью РИА Новости представитель госаппарата комитета по транспорту правительства РФ Ксения Костина.